Состояние рынка труда находится в прямой зависимости от социально-экономических процессов, протекающих не только в регионе, но и в масштабах страны в целом.
В 2006 - 2008 годах в социально-экономической сфере края наблюдалось устойчивое развитие, ситуация в сфере занятости населения постепенно стабилизировались, однако начавшийся в конце 2008 года мировой финансово-экономический кризис значительно ухудшил достигнутые результаты.
Динамичное социально-экономическое развитие края до 4 квартала 2008 года способствовало росту численности занятых в экономике: к июлю 2008 года этот показатель увеличился до 1239,1 тыс. человек, к концу марта 2009 года снизился на 17,0%, или на 210,7 тыс. человек, и составил 1028,4 тыс. человек.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, в 2009 году численность экономически активного населения края снизилась на 25,8 тыс. человек, или на 2,0%, и составила 1283,2 тыс. человек. Численность населения, занятого в экономике, в среднем за 2009 год снизилась на 73,4 тыс. человек, или на 6,1%, и составила 1125,5 тыс. человек (уровень занятости экономически активного населения снизился на 3,9 процентных пункта - с 91,6 до 87,7%). Занимались поиском работы и в соответствии с методологией Международной организации труда квалифицировались как безработные 157,7 тыс. человек (12,3% к экономически активному населению - при 8,4% в предыдущем году). Среднегодовое количество официально зарегистрированных безработных граждан в 2009 году составило 52,9 тыс. человек, что на 6,2% больше, чем в 2008 году.
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, за 2009 год возросла на 34,2% (с 42,1 до 56,5 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы возрос с 2,6 до 3,6% численности граждан в трудоспособном возрасте. При этом в сельской местности показатель увеличился с 4,2 до 5,1%, в городах - с 1,3 до 2,3%.
Несмотря на рост показателей официальной безработицы, неконтролируемой ситуации на рынке труда удалось избежать. Если в 2008 году численность зарегистрированных безработных колебалась в пределах 35,2 - 62,6 тыс. человек (разрыв составил до 27,4 тыс. человек), в 2009 году разница между минимальным и максимальным показателем уменьшилась до 16,3 тыс. человек (42,1 - 58,4 тыс. человек).
В 2009 году рынок труда края характеризовался наличием следующих негативных тенденций:
рост числа увольнений работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников и увеличение масштабов введения режима неполного рабочего времени в организациях края. По данным мониторинга, с 1 октября 2008 года из 2,1 тыс. организаций края всего было уволено 18,8 тыс. человек, из них 12,2 тыс. человек, или 65,0%, обратились в органы службы занятости населения. Начиная с октября 2008 года до конца 2009 года количество предприятий, которые находились в простое, а также на которых был введен режим неполного рабочего времени и где предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы, составило 737 единиц; численность работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, - 23,4 тыс. человек; численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, - 3,7 тыс. человек, в отпусках без сохранения заработной платы, - 2,5 тыс. человек. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на предприятиях обрабатывающих производств и сельского хозяйства. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю за 2009 год, на крупные и средние предприятия и в организации края было принято 154,2 тыс. человек, выбыло по различным причинам 178,6 тыс. человек, в том числе в связи с сокращением численности - 15,1 тыс. человек. Выбытие работников на 86,3% компенсировалось приемом новых кадров (в 2008 году - на 91,8%);
сокращение численности работников организаций. Численность работников крупных и средних организаций края в 2009 году снизилась на 29,9 тыс. человек, составив 534,7 тыс. человек;
рост числа обращений граждан за содействием в поиске подходящей работы на 22,3%, или на 32,0 тыс. человек (со 143,8 тыс. человек в 2008 году до 175,9 тыс. человек в 2009 году);
уменьшение количества вакантных рабочих мест. По сравнению с 2008 годом потребность в работниках, заявленная организациями края в органы службы занятости, снизилась более чем на 11,0 тыс. единиц, или на 8,1% (со 137,0 до 125,9 тыс. единиц).
Кроме того, некоторые проблемы на рынке труда края по-прежнему остались нерешенными. Наиболее актуальные среди них следующие:
несбалансированность спроса и предложения рабочей силы по количественным и качественным характеристикам. Более 65,0% безработных граждан проживают в сельских районах, при этом на данные территории приходится лишь 46,0% вакансий. Каждый пятый официально зарегистрированный безработный (более 21,0%) имеет длительный (более года) перерыв в работе. Свыше 80,0% вакансий, заявляемых в органы службы занятости, приходится на рабочие профессии, большинство из которых предусматривает использование неквалифицированного труда;
низкий уровень оплаты труда - каждая вторая вакансия, заявляемая работодателями в службу занятости населения, предусматривает оплату труда в размере ниже установленного прожиточного минимума;
отсутствие в 303 из 1607 населенных пунктах края (19%) работодателей-товаропроизводителей;
низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (молодежи без опыта работы, женщин, воспитывающих малолетних детей, инвалидов и пр.), являющаяся препятствующим фактором при их трудоустройстве.
Вместе с тем в сценарии социально-экономического развития Алтайского края до 2012 года заложены устойчивые темпы экономического роста. Ближайшие три года должны стать переломными в части преодоления наиболее острых региональных проблем, создания основы для посткризисного развития. Важная роль в этом отводится повышению качества трудовых ресурсов и развитию эффективного рынка труда и занятости.
Учитывая приоритеты развития региона на среднесрочную перспективу, возникает необходимость реализации системы мероприятий, которая позволит комплексно решать проблемы, актуальные для рынка труда края в целом и отдельных его территорий. С помощью программно-целевого метода предстоит обеспечить концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях государственной политики занятости населения, своевременное реагирование на возникающие изменения в сфере занятости населения, координацию действий отдельных участников рынка труда.