Текущее состояние. Основным видом транспорта в республике является автомобильный транспорт. Аэропорт в г. Горно-Алтайске в последние годы не осуществляет перевозки пассажиров и грузов и реконструируется. Сеть автомобильных дорог общего пользования в Республике Алтай представлена дорогами федерального и регионального значения. Сеть автомобильных дорог республики - одна из самых малоразвитых в Западной Сибири. Плотность сети дорог с твердым покрытием составляет 31,8 км на 1000 кв. км территории и 14 км на 1000 жителей.
На 1 января 2009 года их протяженность составила 3599 км, из которых 539 км приходится на дорогу федерального значения М-52 "Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией, 2878 км - это дороги регионального значения.
Региональные дороги по сравнению с дорогами федерального значения имеют более разветвленную сеть, пролегают в труднодоступных и сложных местностях, что сказывается на их качестве.
Из 2878 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения 2313 км или 80,4% - с твердым покрытием. На многих дорогах твердое покрытие представлено щебеночно-гравийной смесью природного состава. Такие участки есть почти на всех дорогах, особенно на дорогах местной сети. Это дороги в большинстве естественные, но не грунтовые, а гравийно-щебеночные или с низшим типом покрытия, где практически отсутствует земляное полотно, то есть дорога проходит в нулевых отметках.
Автомобильный транспорт характеризуется изношенным парком автомобилей и неудовлетворительным состоянием дорог. Все 10 районных центров республики связаны с республиканским центром дорогами с твердым покрытием. Технический уровень существующих автомобильных дорог не соответствует современным, а тем более перспективным требованиям.
Из-за ограниченности финансирования в последние годы резко сократился ввод дорог, за период с 2006 - 2009 годы введено всего 17 км автомобильных дорог и 7 мостовых сооружений. Недостаточно средств выделяется на ремонт и содержание автодорог. Изношенными оказались дороги не только с переходным типом покрытия, но и чернощебеночным или черногравийным покрытием.
На сети территориальных автомобильных дорог республики эксплуатируется 377 мостов длиною 7728,19 пог. м, из них 221 мост или 59 процентов - деревянные, которые требуют ежегодно значительных затрат на их содержание, много мостов находится в аварийном или неудовлетворительном состоянии.
Характеризуя современную сеть дорог общего пользования, следует также отметить, что неудовлетворительное техническое состояние существующих дорог далеко не единственный ее недостаток.
Низкий технический уровень дорог обуславливает низкие скорости движения и, вследствие этого, высокую стоимость перевозок. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, низких сроков службы автопарка, больших расходов на техническое обслуживание и обуславливает повышенный выброс в атмосферу вредных веществ и дополнительное шумовое воздействие.
Негативная динамика показателей, характеризующих состояние автодорог, сказывается на увеличении числа дорожно-транспортных происшествий и количества пострадавших.
Слабо развитая транспортная сеть региона является одним из негативно сказывающихся на социально-экономическом положении региона факторов, препятствует росту пассажирооборота и грузооборота. Грузооборот за год в Республике Алтай в 2008 году составил 130 млн тонно-километров, пассажирооборот - 95 млн пассажиро-километров. В 2009 году отмечается снижение грузо- и пассажирооборота на 2 - 3% к уровню предыдущего года.
Вызовы развития. Развитие и обеспечение эффективной работы транспортного комплекса относится к приоритетным задачам социально-экономического развития республики. Социально-экономическое развитие территории невозможно без адекватного формирования современной инфраструктурной транспортной составляющей. Это строительство автотрасс, железных дорог, грузовых и пассажирских терминалов, организация сопутствующего сервиса. Важнейшими направлениями регионального развития являются формирование отлаженных автомобильной и железнодорожной систем, системы воздушных сообщений.
Модернизация транспортной системы (железнодорожной, авиационной и автомобильной) даст возможность создания в Республике Алтай транспортного узла, что обеспечит эффективное взаимодействие всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов.
Ключевым эффектом реализации предлагаемых межрегиональных проектов станет повышение инвестиционной привлекательности Республики Алтай и дальнейшее развитие ее экономики как основы всей жизнедеятельности Республики Алтай.
Таким образом, потенциал Республики Алтай, позволяющий привлечь внимание инвесторов и значительно увеличить приток внутренних и внешних инвестиций, должен стать основой для развития экономики Республики Алтай, ее производственной, культурной и социальной инфраструктуры, способствовать повышению уровня жизни и социального согласия населения Республики Алтай.
Образ будущего. Основная цель развития транспортного комплекса в период до 2015 года - создание условий для улучшения социально-экономического положения республики путем снижения совокупных транспортных издержек, обеспечения растущих потребностей экономики в транспортных услугах, увеличения транспортной доступности и мобильности населения, улучшения качества транспортных услуг.
Развитие транспортного комплекса связано со следующими направлениями развития региона:
1. Создание транспортной доступности как для обеспечения населения республики автомобильными дорогами надлежащего качества, так и для обеспечения развития экономики региона. Развитие туризма на территории республики предполагает создание развитой сети автомобильных дорог, отвечающих требованиям безопасности пассажиров. Экономическое развитие хозяйств, предприятий, сел, районов республики, освоение природных богатств, включая зоны отдыха и туризма, лесные массивы, минерально-сырьевую базу (месторождения угля, цветных металлов, железной руды) также возможно только при наличии транспортных путей.
2. Активизация межрегионального и межгосударственного сотрудничества. Имея общие границы с тремя государствами (Монголия, Китай, Казахстан) и четырьмя регионами (Алтайский край, Кемеровская область, Тыва и Хакасия), республика, как субъект Российской Федерации, федеральной дорогой М-52 "Чуйский тракт" связана только с Алтайским краем и Монголией. Республике нужны пути сообщения с Казахстаном, Кемеровской областью, республиками Тыва и Хакасия. В целях увеличения внешнеторговых оборотов с приграничными государствами (Монголия, Китай, Казахстан) Республике Алтай необходимы:
активизация строительства дороги Карагай (Республика Алтай) - Риддер (Казахстан);
разработка предложений по развитию транспортного сообщения "Ташанта (Россия) - г. Кобдо (Монголия)" - "Тайкишкен - Булга" (Китай).
Автомобильные дороги. Сеть автомобильных дорог - важнейший элемент транспортной инфраструктуры и национальной экономики России. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием стабилизации и перехода к подъему экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.
Между тем, состояние автодорожной сети в Российской Федерации в целом и в рассматриваемой Республике Алтай в частности, нельзя признать удовлетворительным. Эта проблема особенно обострилась в последнее время в связи с крайне недостаточным для сохранения существующей сети, а тем более для развития автомобильных дорог, финансированием. Для эффективного функционирования экономики, скорейшего выхода страны из кризиса необходимо первоочередное решение проблемы совершенствования и развития сети автомобильных дорог.
Основной целью в сфере дорожного строительства станет создание минимально необходимой сети автомобильных дорог, эффективно содействующей развитию экономики, улучшению качества жизни населения, создание рациональной схемы дорожной сети республики, обеспечивающей оптимизацию грузопотоков транспорта, снижение транспортной нагрузки, усиливающейся с ростом численности прибывающих в республику, снижение транспортных издержек и увеличение мобильности населения.
Основными приоритетами в сфере дорожного строительства и транспортного комплекса на предстоящий период станут:
снижение нагрузки на наиболее загруженные участки автомобильных дорог, а также дорог к местам, наиболее часто посещаемым туристами (перспективность местности как объекта туризма);
строительство и реконструкция автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией;
передача в федеральную собственность автомобильной дороги Черга - Беш-Озек - Талда - Карагай до границы с Казахстаном (Туекта - Усть-Кан - Карагай до границы с Казахстаном);