Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2010 - 2014 ГОДЫ (с изменениями на: 30.10.2014)

3.2.6. Развитие связи, телекоммуникаций и систем информатизации


Текущее состояние. В условиях динамичного информационного развития современного общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры, информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные - материальные и энергетические. Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности республики.

В силу географического и социально-экономического положения Республики Алтай, особенностей природно-климатический условий, периферийности и ряда других факторов информационная отрасль может стать одним из ключевых направлений, определяющих долгосрочные перспективы развития республики.

Рыночные механизмы развития телекоммуникаций на территории Республики Алтай в последние годы привели к созданию конкурентной среды операторов связи, в первую очередь, в части передачи данных и предоставления услуг доступа к информационным ресурсам сети Интернет. На республиканском рынке телекоммуникаций успешно работают Горно-Алтайский филиал ОАО "Сибирьтелеком", Сибирский филиал ОАО "Ростелеком", операторы мобильной связи ОАО "МТС", "Билайн", ОАО "МегаФон", представительство национального оператора связи ЗАО "Синтерра", местные телекоммуникационные компании "Онгнет" и "Онрела".

К положительным результатам развития информационной отрасли в Республике Алтай на данный момент можно отнести:

разработку и внедрение информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Республики Алтай;

функционирование и постоянное обновление общедоступных Интернет ресурсов - официальный портал Республики Алтай и сайты республиканских министерств.

Основные проблемы. Вместе с тем, на фоне развития телекоммуникаций на территории Республики Алтай стоимость предоставления сопоставимых услуг передачи данных выше, чем в городах Центрального федерального округа в 5 - 8 раз, а качество предоставляемых в аренду каналов передачи данных и сервисное обслуживание клиентов явно отстает от требований времени.

Высокие тарифы на предоставление широкополосного доступа к сетям передачи данных существенно снижают эффективность использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в сфере бизнеса, дополнительно увеличивают стоимость выпускаемой продукции и оказываемых услуг. В сельских населенных пунктах республики практически отсутствует доступ к широкополосному Интернету. На начальной стадии развития на территории республики находятся и услуги предоставления беспроводного (эфирного) доступа к сетям передачи данных, что тормозит использование ИКТ в ряде сфер экономики, прежде всего в малом бизнесе.

Уровень информатизации, развития и применения ИКТ, особенно в муниципальных образованиях республики, не отвечает современным требованиям, что, в свою очередь, является сдерживающим фактором социально-экономического развития и снижает эффективность государственного управления, приводит к ряду негативных явлений:

наличие большого количества разнородных государственных и муниципальных информационных ресурсов и систем, не обладающих единым управлением и возможностью оперативного информационного взаимодействия, отсутствие единых стандартов по их формированию и внедрению;

дублирование мероприятий по информатизации, реализуемых в рамках ведомственных целевых программ;

отсутствие у большей части населения и организаций Республики Алтай возможности доступа к социально значимым услугам путем использования ИКТ.

Вызовы развития. Отсутствие определенного органа, ответственного за информатизацию в республике, ограниченность финансовых ресурсов в республиканском бюджете на развитие информационного общества и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приводит к тому, что мероприятия информатизации реализуются разрозненно преимущественно за счет средств различных ведомственных программ и проектов, что не способствует формированию единого информационного пространства республики. Основной акцент преимущественно ставится на приобретение средств вычислительной техники и телекоммуникаций без должного развития и использования перспективных и эффективных совместимых информационных технологий.

Сложившаяся в информатизации органов государственной власти и местного самоуправления ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.

Образ будущего. Главная цель подпрограммы - повышение качества и уровня жизни населения республики за счет широкого использования информационных ресурсов и технологий в производстве, в управлении и социальной сферах.

Стратегическим направлением информатизации в Республике Алтай является развитие современной информационно-коммуникационной инфраструктуры для всемерного удовлетворения растущих потребностей населения, государственного управления и интересов бизнеса в информационных услугах.

Для достижения цели необходимо обеспечить выполнение следующих основных задач:

модернизация инфраструктуры связи и телекоммуникаций на территории республики, которая включает в себя техническое переоснащение республиканской радиорелейной линии связи с целью развертывания единой сети передачи данных на базе технологий широко-полосового доступа;

модернизация телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Алтай;

организация высокоскоростных каналов связи по технологии Wi-MAX между районными центрами и городом Горно-Алтайском;

создание интегрированной информационной системы поддержки принятия управленческих решений (ГАС "Управление"), которая включает в себя внедрение связанных подсистем:

а) информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Республики Алтай;

б) оценка деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Республики Алтай;

государственная поддержка на конкурсной основе формирования специализированных этнографических, культурных и языковых интернет-ресурсов народов, проживающих на территории республики;

организация и обеспечение эффективной информационной поддержки деятельности организатора и участников многофункционального центра (далее - МФЦ);

создание необходимой информационной и коммуникационной инфраструктуры для предоставления населению государственных и муниципальных услуг;

внедрение системы управления транспортом на территории Республики Алтай, находящимся в государственной и муниципальной собственности с применением технологии ГЛОНАСС;

организация Центра дистанционного образования государственных и муниципальных служащих Республики Алтай;