Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (утратил силу на основании закона Ивановской области от 01.06.2016 N 40-ОЗ)

Таблица 2

Прогноз демографических процессов в Ивановской области до 2013 г., тыс. человек


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Численность   родившихся

10658

11138

11470

11800

12000

11900

11750

Численность   умерших

20372

20769

20050

20000

19900

19750

19600

Миграционный   прирост

1433

3097

2300

2000

3000

3500

3800

Естественная   убыль

-9714

9631

8580

8200

7900

7850

7850

Численность   населения на   конец года, тыс.   чел.

1079,6

1073,1

1066,8

1060,6

1055,7

1051,3

1047,3



По данному прогнозу к концу 2013 г. в Ивановской области будет проживать 1047,3 тыс. человек, что составит 97% к уровню конца 2007 г. За 6 лет численность населения сократится на 32,3 тыс. человек. Но если в 2008 г. темп сокращения составит около 0,47% в год, то в 2013 г. - около 0,39%.

После 2013 г. число рождений начнет уменьшаться, что будет вызвано вступлением в основной репродуктивный возраст малочисленного поколения. Так, если на начало 2013 г. в возрастах от 20 до 29 лет будут находиться 80,9 тыс. женщин, то на начало 2018 г. - 57,1 тыс., а к началу 2021 г. это число еще более сократится. Таким образом, в этот период ожидается значительное сокращение числа рождений, даже если суммарный коэффициент рождаемости будет ежегодно расти.

Однако по стратегическому варианту также прогнозируется сокращение числа умерших.

Кроме того, стратегический прогноз численности населения до 2020 г. (в отличие от пессимистического прогноза, под которым понимается прогноз, разработанный Федеральной службой государственной статистики) основан на росте положительного сальдо миграционного баланса, соответственно, прогнозируется постепенное увеличение достигнутых в 2008 - 2013 гг. показателей к концу действия Стратегии. Это связано с сокращением числа трудоспособного населения, вводом новых производств, а значит, необходимостью обеспечения их кадрами.

В период действия Стратегии необходима реализация мер по росту показателей воспроизводства населения. При этом реализация мероприятий должна быть направлена на достижение небольшого, но ежегодного увеличения суммарного коэффициента рождаемости (далее - СКР).

Ввиду уменьшающейся численности женщин репродуктивного возраста и отсутствия оснований прогнозировать значительный рост СКР важнейшим компонентом естественного прироста, регулирование которого приведет к замедлению сокращения численности населения, является смертность. Это потребует резкого увеличения финансирования и развития сферы здравоохранения, физической культуры и спорта, а также условий для рекреации, отдыха и оптимизации условий труда.

По данным на начало 2008 г. в возрастах от 15 до 60 лет включительно находилось 730,9 тыс. человек. Вместе с сокращением в период до 2020 г. численности всего населения значительно сократится и численность трудоспособного населения. Даже с учетом простой ротации поколений, без учета возрастных коэффициентов смертности населения, к концу 2020 г. в возрастах от 15 до 60 лет включительно будет находиться только 638 тыс. человек, что почти на 13% меньше уровня начала 2008 г. И после 2020 г. продолжится сокращение численности трудоспособного населения: из трудоспособного возраста в пенсионный будет ежегодно переходить поколение, численность которого около 17 тыс. человек, а на смену ему в трудоспособный возраст будет входить поколение численностью 9 - 11 тыс. человек.

С учетом же возрастных коэффициентов смертности численность населения в возрастах от 15 до 60 лет сократится еще более значительно.

Такая ситуация требует как активно развивать медицинское обслуживание, сокращать смертность от предотвратимых причин, повышать заинтересованность населения собственным здоровьем, повышать обеспеченность населения услугами физической культуры и спорта (а значит, и вовлеченность населения в занятия физической культурой и спортом), обеспечивать условия для отдыха и рекреации жителей, совершенствовать условия труда, так и проводить активную миграционную политику, направленную как на привлечение молодого поколения на постоянное местожительство в Ивановскую область, так и на стимулирование населения не покидать территорию области (постоянно или временно), а также оптимизировать внутрирегиональную миграцию и расселение в зависимости от экономической ситуации в конкретных населенных пунктах, в т.ч. малых сельских.

По пессимистичному прогнозу численность населения Ивановской области составит в 2020 г. 981,6 тыс. человек, по стратегическому - 1018 тыс. человек.

Направления развития.

1. Увеличение рождаемости, стимулирование вторых и последующих рождений, поддержка семьи:

- укрепление репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи, совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и во время беременности и родов, перинатальной помощи, дальнейшее развитие профилактики и лечение бесплодия;

- содействие молодым семьям в получении жилья, создание стартовых возможностей для становления молодой семьи, в том числе путем возмещения части стоимости приобретаемого жилья (2 ребенка - 25%, 3 ребенка - 50%, 4 ребенка - 75%, 5 и более детей - 95%);

- развитие системы ипотечного кредитования;

- дальнейшее увеличение объемов и номенклатуры льгот и адресных выплат с целью стимулирования рождаемости, особенно вторых и последующих детей;

- укрепление института семьи, формирование духовно-нравственных, семейных ценностей, повышение престижности материнства и отцовства, формирование у населения установок на многодетность, организация социально значимых мероприятий для семей, воспитывающих детей;

- обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязательств, создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности;

- увеличение числа и обеспечение доступности населению ДОУ (до полного удовлетворения потребности), обязательное строительство в новых районах детских площадок и дошкольных образовательных учреждений;

- развитие приемной семьи как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стимулирование усыновления детей российскими гражданами для снижения оттока населения за границу;

- создание условий для сокращения детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- развитие сети временных учреждений для присмотра за детьми в различных типах учреждений;

- разработка новых действенных механизмов по снижению числа абортов;

- создание и расширение сети психолого-педагогических центров (в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в целях снижения количества абортов);