1. Проблемы, факторы, риски развития региона
1.1. Проблемы социально-экономического развития региона
Результатом углубленного анализа социально-экономической ситуации в регионе является выявление и описание основных проблем региона по ключевым направлениям развития Ивановской области. Необходимым условием определения цели или системы целей развития региона является составление перечня проблемных характеристик социально-экономического состояния Ивановской области.
Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области в последние годы, существует значительный ряд проблем, решение и ликвидация которых могут быть осуществлены в долгосрочной перспективе. Значительная часть из них обусловлена сложившейся ситуацией в России в целом в постсоветский период (например, низкие доходы населения), ряд имеет специфический характер (например, территориальные диспропорции по многим показателям), другие обусловлены заложенными несколько десятилетий назад трендами (например, уровень рождаемости). Выделяются следующие основные проблемы социально-экономического положения Ивановской области.
1. Межрегиональная дифференциация. Показатель среднедушевого ВРП в Ивановской области демонстрирует стабильную тенденцию - значительное отставание от соседних регионов ЦФО, особенно - от Московской области и Москвы. Аналогичная ситуация прослеживается и с уровнем среднедушевых доходов населения.
2. Демографическое развитие. Как и все население России, население Ивановской области за постсоветский период значительно сократилось - более чем на 17%. В период 1999 - 2005 гг. Ивановская область теряла примерно по 1% населения в год, что значительно опережало темп сокращения населения в ЦФО и России в целом. В последние годы темп сокращения на краткосрочный период замедлился.
Ивановская область относится к высокоурбанизированным регионам России, сеть городских населенных пунктов достаточно разветвленная. В целом структура городского населения Ивановской области оптимальна, доля населения, проживающая в городах численностью 50 - 250 тыс. человек, велика. Города распределены по территории области неравномерно, зона обслуживания крупных городов (с числом жителей более 50 тыс. человек) не покрывает значительную часть территории региона, особенно на востоке и западе. Значительная часть городского населения проживает в поселках и городах с численностью населения менее 12 тыс. человек - более 13% от всего городского населения. Столь значительный перечень населенных пунктов может привести к дальнейшему сокращению численности городского населения по причине перевода части из них в статус сельского населения. Кроме того, часть из них не может играть роль опорного пункта в системе расселения ввиду низкого уровня жизни и развития инфраструктуры. Монопрофильная структура экономики способствует миграции населения в другие районы и города Ивановской области или за ее пределы на постоянной или маятниковой основе.
Плотность сельского населения составляет небольшую величину - около 9,5 чел. кв. км, однако дифференциация по данному показателю между районами значительна. Районы с малой плотностью населения характеризуются, как правило, и высокой долей лиц пенсионного возраста. Поэтому в будущем численность и плотность населения в них будет продолжать сокращаться более высокими темпами, чем в целом по региону.
Естественная убыль населения происходит на всей территории Ивановской области. Уровень естественной убыли в Ивановской области значительно превышает среднее значение по России. Несмотря на увеличение числа родившихся, суммарный коэффициент рождаемости остается на низком уровне.
Негативной чертой возрастной структуры населения Ивановской области является низкая доля населения моложе трудоспособного возраста. Доля населения старше трудоспособного возраста в Ивановской области выше средних значений по ЦФО и, особенно, России.
Более значительными являются внутрирегиональные различия по возрастной структуре населения. В ряде районов удельный вес населения старше трудоспособного возраста составляет уже более 30% населения, а трудоспособного - меньше 55%.
3. Доходы населения. В последние годы средняя заработная плата росла более высокими темпами, чем в целом по России. По этому показателю регион занимает одно из последних мест в ЦФО. Уровень оплаты труда в Ивановской области на 40% меньше, чем в целом по России. Размер средней заработной платы очень дифференцирован по территории региона.
Величина прожиточного минимума в Ивановской области ниже среднеокружного и среднероссийского значений. Среднемесячная заработная плата выше величины прожиточного минимума в Ивановской области примерно в 2,4 раза против 3,7 раза в Российской Федерации. Такое соотношение определяет высокую долю населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в последние годы демонстрировали существенный рост за счет "низкого старта", который связан с активной инвестиционной и социальной политикой в Ивановской области, а также с процессами легализации доходов граждан.
В последние годы растет доля и численность населения, имеющего доходы на душу населения свыше 5 тыс. рублей в месяц, и сокращается удельный вес населения с доходами менее 2 тыс. рублей в месяц. Доля населения, имеющего среднемесячные доходы менее 2 тыс. рублей, в 2 раза выше, чем в целом по России. Выйти на среднероссийский уровень распределения ежемесячных доходов Ивановской области в краткосрочной перспективе не удастся.
4. Социальная сфера. В последние годы идет сокращение числа детских дошкольных учреждений (далее - ДОУ), особенно в городской местности. При этом и в сельской, и в городской местности отмечается сокращение мест в ДОУ, растет численность детей дошкольного возраста. Уже в настоящее время в городской местности в ДОУ числится детей больше, чем существует мест. Если в целом по Ивановской области выполняются федеральные нормативы обеспеченности, то в разрезе отдельных территорий требуется ввод дополнительных мощностей.
Также в последние годы шло сокращение сети образовательных учреждений (далее - ОУ), но касалось оно в основном только начальных и основных школ, в том числе в сельской местности, с малым количеством детей. Вместе с тем, это привело к необходимости доставлять детей из удаленных сельских поселений в другие ОУ.
Сеть учреждений начального профессионального образования (далее - УНПО) также активно сокращалась в последние годы. Примерно такими же темпами сокращалась и численность учащихся УНПО. С другой стороны, значительно выросла в последние годы численность студентов вузов. В результате на 10 тыс. жителей выпускалось 487 студентов вузов, 146 студентов учреждений среднего профессионального образования (далее - УСПО) и только 122 обучающихся в УНПО.
Как и в целом по стране, остается проблема качественного уровня образования в УНПО и УСПО, в т.ч. связанная с несоответствием оборудования на современных производствах и в учебных заведениях.
Количество вузов на территории Ивановской области увеличивается за счет роста негосударственных вузов. В ближайшее время учебные заведения столкнутся с проблемой малого количества абитуриентов, что ставит вопрос о целесообразности дальнейшего роста числа вузов. Поэтому необходимо сокращать численность студентов вузов и пытаться стабилизировать число обучающихся в УНПО и в УСПО. Наиболее массовой группой специальностей и в вузах, и в УСПО в настоящее время является "экономика и управление", что ставит вопрос как о возможности трудоустройства такого количества выпускников, так и об отсутствии (недостатке) специалистов по другим специальностям, необходимых для инновационного развития региона.
В Ивановской области наблюдается положительная динамика по числу спортивных сооружений и их пропускной способности. Ежегодно растет и число занимающихся в различных спортивных организациях. Обеспеченность населения основными видами спортивных объектов: плоскостными сооружениями, спортивными залами и бассейнами - остается значительно ниже рекомендуемого норматива. При этом наблюдается значительная дифференциация внутри Ивановской области по обеспеченности населения спортивными объектами. Удаленность от местожительства спортивных объектов снижает и степень вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом. Особенно сложная ситуация сложилась с обеспеченностью населения бассейнами, которые имеются только в 9 административно-территориальных единицах Ивановской области.
Сеть больничных учреждений в последние годы остается достаточно стабильной. В 2006 г. в Ивановской области был остановлен процесс ежегодного сокращения числа врачей. Но в настоящее время ни в одном районе не выполняется норматив обеспеченности населения врачами, в отдельных районах он ниже нормы почти в 4 раза. Наиболее высокая обеспеченность врачами наблюдается в городах областного подчинения, в сельской же местности с каждым годом становится все меньше квалифицированных кадров. Аналогичные проблемы имеются и по среднему медицинскому персоналу.
Основной проблемой остается низкий уровень заработной платы в социальной сфере.
В последние годы растет общий уровень заболеваемости населения, что связано с проведением комплекса работ по выявлению заболеваний. Поэтому в ряде районов с низкой обеспеченностью населения врачами наблюдается и низкий уровень заболеваемости. Необходимо увеличивать численность медицинского персонала, в т.ч. муниципальных лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), повышать их квалификацию, оптимизировать лекарственное обеспечение, увеличивать поставки оборудования в ЛПУ, развивать высокотехнологичные виды помощи.
В Ивановской области достаточно хорошо развито социальное обслуживание населения. Единая система социального обслуживания населения включает в себя 50 учреждений различных типов и видов. Однако существует проблема обеспечения граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами в стационарных учреждениях.
Также немаловажной проблемой является обеспечение жильем детей-инвалидов. Даже имеющиеся квартиры не всегда пригодны для проживания инвалидов.
В последние годы наблюдается ряд негативных тенденций в структуре детского населения Ивановской области: сохраняется проблема безнадзорности и беспризорности, сокращается доля детей в общей численности жителей региона. В этой связи одной из важных задач деятельности системы социальной защиты населения является реализация государственной политики в сфере поддержки материнства и детства.
Недостаточное финансирование привело к тому, что многие объекты культуры находятся в неудовлетворительном состоянии. В области музейного дела ситуация характеризуется слабым развитием материальной базы музеев, неудовлетворительным состоянием сохранности коллекций в муниципальных музеях, отсутствием в них отвечающей современным требованиям системы обеспечения безопасности музейных фондов. В музеях Ивановской области отсутствует специальное фондовое оборудование, установки климат-контроля. Медленными темпами формируется электронная база данных музейных предметов с их изображениями. В муниципальных музеях отсутствует компьютерная техника и программное обеспечение для автоматизации учетных процессов музейных предметов.