Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (утратил силу на основании закона Ивановской области от 01.06.2016 N 40-ОЗ)

Таблица 4

Производство молока в районах Ивановской области в хозяйствах всех категорий, тыс. т


2007  г.

2020  г.

2020  г. к 2007  г.

Верхнеландеховский

5,9

7,5

127,1%

Вичугский

3,9

5,5

141,0%

Гаврилово-Посадский

24,5

45

183,7%

Заволжский

4,3

6

139,5%

Ивановский

13,7

25

182,5%

Ильинский

7,3

11

150,7%

Кинешемский

7

17

242,9%

Комсомольский

9,9

18

181,8%

Лежневский

3,9

6

153,8%

Лухский

6,3

10

158,7%

Палехский

10,2

14

137,3%

Пестяковский

2,7

4

148,1%

Приволжский

6,8

13

191,2%

Пучежский

11,3

15

132,7%

Родниковский

21,9

38

173,5%

Савинский

4,9

7,5

153,1%

Тейковский

8,7

15,5

178,2%

Фурмановский

4

9

225,0%

Шуйский

22

40

181,8%

Южский

6,2

9

145,2%

Юрьевецкий

5,8

9

155,2%

Всего:

191,2

325

170,0%



Более высокий темп роста объемов производства молока будет наблюдаться в наиболее перспективных муниципальных районах: Гаврилово-Посадском, Ивановском, Кинешемском, Комсомольском, Приволжском, Шуйском, Тейковском, а также в Фурмановском. В первую очередь за счет крупных сельхозпредприятий, в т.ч. новых, на эти 8 районов в 2020 г. будет приходиться около 2/3 производства молока в области. При этом во всех районах Ивановской области объемы производства молока в хозяйствах всех категорий возрастут.

Достигнутый уровень валового надоя молока позволит приблизить фактический уровень потребления молока населением к медицинским нормам (390 кг на душу населения).

Развитие растениеводства.

Кормовые. Заложенное в Стратегии увеличение производства мяса и молока потребует одновременно и обеспечения животноводческой отрасли кормами. В период до 2020 г. должно быть обеспечено ежегодное увеличение посевных площадей под кормовые культуры, рапс и зерновые культуры на корм скоту.

Рапс. Большое распространение в Ивановской области получит рапс. Согласно программе развития сельского хозяйства к 2012 г. посевная площадь под рапсом составит 10 тыс. га. В дальнейшем расширение площадей будет идти более медленными темпами ввиду необходимости увеличения посевных площадей под кормовые культуры. Выращиваемый в Ивановской области рапс в первую очередь будет использован для производства масел, но также и для производства биоэтанола, являющегося составной частью топлива Е-85. Валовой сбор семян рапса будет увеличиваться за счет роста урожайности. Если в 2012 г. планируется собрать 17 тыс. т семян рапса, то за период 2015 - 2020 гг. в среднем за год объемы сбора составят 20 тыс. т.

Лен. Более традиционная для Ивановской области отрасль растениеводства - льноводство - также получит значительное развитие. По программе развития сельского хозяйства к 2012 г. ожидается рост валового сбора льна-волокна до 7,2 тыс. т. В дальнейшем (2015 - 2020 гг.) среднегодовой валовой сбор льна-волокна составит 8 - 11 тыс. т.

Зерновые. Посевная площадь под товарное зерно будет незначительно увеличиваться на протяжении всего периода действия Стратегии. Основным фактором, влияющим на положительную динамику производства зерна, будет являться рост урожайности. Ежегодный валовой сбор зерна в целом вырастет.

Картофель. Валовой сбор картофеля за последние годы увеличился за счет роста урожайности. В дальнейшем до 2015 г. можно прогнозировать увеличение валового сбора картофеля, возделывающегося главным образом в хозяйствах населения. В 2017 - 2020 гг. рост доходов населения приведет к отказу части населения (особенно городского) от ведения сельскохозяйственного производства, в частности картофелеводства, на приусадебных участках, расположенных в пригородной зоне. Поэтому вместе со стабилизацией урожайности начнется сокращение посевных площадей под картофелем, что приведет к некоторому снижению валового сбора. Среднегодовой сбор картофеля за период 2010 - 2015 гг. составит 340 - 370 тыс. т, за период 2016 - 2020 гг. - 320 - 350 тыс. т.

Овощи. Валовой сбор овощей, наоборот, возрастет, что будет обусловлено как ростом доходов населения Ивановской области и, как следствие, увеличением потребления овощей, так и наличием рынков сбыта - Москвы и Московской области, значительную долю которых занимают в настоящее время иностранные производители.

В долгосрочной перспективе значительно увеличится доля сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) в общем объеме производства овощей. Увеличение валового сбора овощей будет обеспечено постоянно возрастающей урожайностью, а также постепенным увеличением посевных площадей. Средние значения ежегодного сбора овощей в период 2015 - 2020 гг. могут достигнуть 150 - 170 тыс. т.

Значительный временной лаг (2010 - 2020 гг.) и дифференциация районов Ивановской области по уровню сельскохозяйственного производства на современном этапе, а также различия в природных условиях, структуре расселения, численности и плотности населения требуют определения перспектив развития для каждого района (группы районов) отдельно.

В целях определения перспектив развития сельских территорий используется методика, которая основана на формировании внутрирегиональной политики по принципу не сглаживания диспропорции в развитии, а первоочередного развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях наиболее развитых районов и содействия развитию личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) и КФХ на большинстве территорий Ивановской области.

Типология подразумевает разделение районов по следующим критериям: уровень развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях на современном этапе, требуемый уровень развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях на среднюю и долгосрочную перспективу и перспективные направления развития.

Критерий 1. Современный уровень развития. Определяется исходя из уровня производства в сельхозорганизациях. Наиболее четко охарактеризовать уровень развития сельскохозяйственного производства можно по показателям производства продукции на площадь земли сельскохозяйственного назначения. Поэтому для определения уровня развития сельского хозяйства используются следующие показатели: "плотность" производства зерна в 2007 г. (валовой сбор зерна в сельхозорганизациях по отношению к площади земли сельскохозяйственного назначения в сельхозорганизациях), "плотность" производства скота и птицы на убой в сельхозорганизациях в 2007 г. (масса мяса по отношению к площади земли сельскохозяйственного назначения в сельхозорганизациях), "плотность" производства молока в сельхозорганизациях в 2007 г. (объем валового производства по отношению к площади земли сельскохозяйственного назначения в сельхозорганизациях), уровень надоев в расчете на 1 корову в сельхозорганизациях в 2007 г., "плотность" заготовки кормов (объем заготовленных грубых и сочных кормов в сельхозорганизациях по отношению к площади земли сельскохозяйственного назначения в сельхозорганизациях).

Кроме того, значительное воздействие на уровень развития сельского хозяйства оказывает плотность сельского населения (численность постоянного сельского населения в расчете на площадь района). Низкая плотность населения отражает не столько количественный, сколько качественный дефицит трудовых ресурсов для крупнотоварного производства. Возникнув в результате длительной депопуляции, она способствует созданию социальной среды с преобладанием старших возрастов с разнообразными социальными патологиями. Налицо противоречие между дефицитом трудовых ресурсов (качественным) и проявившимся в 1990-е годы избытком людей трудоспособного возраста во многих сельских районах (количественным). Почти повсеместно существует нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.

По сочетанию данных показателей выделяются районы: высокоразвитые - 1, среднеразвитые - 2 и слаборазвитые - 3. Районы внутри региона оцениваются только относительно друг друга и среднеобластного уровня вне зависимости от уровня развития других регионов, в том числе приграничных районов.

Критерий 2. Требуемый уровень развития. В большинстве случаев ранг современного развития совпадает с потенциальным рангом, но в отдельных случаях можно говорить о неиспользованном потенциале внутренних ресурсов и экономико-географического положения.

Выделяются следующие типы районов по уровню перспективности развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях:

высокоперспективные - А,

среднеперспективные - Б,

недостаточно перспективные - В.

Помимо современного уровня развития при определении перспективности того или иного района учитывается удаленность районов от регионального центра, крупных городов как основных объектов сбыта/переработки/потребления продукции, общая численность городского населения в районе, наличие транспортной инфраструктуры. Кроме того, учитываются природные условия.

Высокоперспективные районы (А) в среднесрочной перспективе (до 2013 г.) должны стремиться к достижению уровня развития сельскохозяйственного производства в 1990 г., вовлечению в посевные площади большей части имеющейся пашни. В дальнейшем обеспеченность населения социальной инфраструктурой (в первую очередь услугами образования) должна быть сравнима с обеспеченностью городских жителей в целях повышения аттрактивности (привлекательности для жителей и мигрантов).

Среднеперспективные районы (Б) должны продолжать развиваться средними для Ивановской области темпами. Обеспеченность социальной инфраструктурой к 2012 г. должна соответствовать существующим нормативам. Численность сельского населения будет сокращаться, но более медленными темпами, чем в последние годы. За период 2012 - 2020 гг. эти районы также должны выйти по основным показателям сельскохозяйственного производства на уровень 1990 - 1991 гг. Развитие и поддержку получат ЛПХ и КФХ.