Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (утратил силу на основании закона Ивановской области от 01.06.2016 N 40-ОЗ)

Контур обратной связи управленческого контроля


Примечание.

Рисунок 1 не приводится.

Система контроля, для того чтобы быть эффективной, должна соответствовать ряду требований:

- контроль должен быть всеобъемлющим;

- контроль должен быть операционным, главным в контроле является вопрос что, а не как контролировать;

- контроль следует сосредоточить на результатах. Контролировать можно лишь измеряемые явления. Контроль должен быть экономичным. Суммарные затраты на него не должны превышать достигаемых с его помощью результатов. Чем меньше требуется контроля, тем более эффективным он является;

- система контроля должна быть простой. Избыточная сложность создает беспорядок;

- контроль должен быть непрерывным во времени;

- контроль должен быть одновременно мягким и жестким. Так, например, хорошо управляемые фирмы выбирают несколько ключевых параметров и жестко их контролируют, разрешая гибкость в других местах.

В соответствии с указанными принципами должен быть организован и контроль реализации Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года.

Это означает, что для объекта каждого уровня управления должны быть выделены основные цели и сформирована соответствующая им сбалансированная система показателей, снабженная целевыми значениями указанных показателей и соответствующими контрольными сроками, а также пороговыми значениями, достижение которых связывается с необходимостью принятия управленческих мер.

Так как таких контролируемых показателей для каждого объекта управления не должно быть много, то необходимо выбрать несколько ключевых (и/или сконструировать несколько интегральных, характеризующих некие тематические блоки целей) в соответствии с ранжированием целей объекта по их значимости.

Различные модели интегрирования (свертки) многочисленных и разнородных показателей должны также применяться для решения задачи нахождения общей оценки состояния Ивановской области (и любых самостоятельных экономических объектов на ее территории), учитывающей значения всего множества критериальных показателей.

Учитывая то, что реализация Стратегии - это протяженный во времени процесс, результаты которого также могут быть достаточно отдалены, необходимо для обеспечения непрерывного во времени оперативного управления этим процессом дополнить систему измеримых результативных показателей внутренними (промежуточными) показателями, позволяющими отслеживать траекторию его развития.

8.4.4. Формулирование требований к информационной базе мониторинга

Главной задачей создаваемого информационного обеспечения должна быть информационная поддержка процесса управления реализацией Стратегии. Для повышения эффективности решения этой задачи необходимо соответствие структуры информационного обеспечения ее потребностям. Отсюда следует, что информационные массивы должны быть "привязаны" к объектам управления.

Объекты управления - субъекты экономической деятельности.

Управляемый экономический объект нижнего уровня - предприятие (организация) Ивановской области. Для разработки программы его реорганизации (модернизации) и последующего контроля выполнения этой программы необходима следующая информация:

- основные показатели статистической отчетности, характеризующие свойства этого предприятия, характер его деятельности и ее результаты;

- характеристики окружения этого предприятия, то есть условия и ограничения внешней среды, влияющие на процесс производства, включая вертикальные и горизонтальные связи этого предприятия и показатели соответствующего отраслевого рынка;

- информация об объектах-аналогах (предприятиях, сходных по характеристикам первого и второго рода);

- информация о проектах, реализованных на данном предприятии ранее, а также о проектах, реализованных на предприятиях-аналогах, и полученных результатах;

- информация о проектах, предлагающихся для данного объекта или другого аналогичного объекта Ивановской области и/или уже реализующихся в рамках Стратегии;

- система критериальных показателей, связанных с целями, поставленными для данного объекта в Стратегии, и соответствующих целевых значений этих показателей.

Структура информации, необходимой для принятия решений о реформировании объектов следующих иерархических уровней (например, группы предприятий, находящихся на территории одного из городов Ивановской области), должна быть подобна структуре информации об объекте нижнего уровня.

Однако есть и отличия, первое из которых - это существенно меньшая вероятность нахождения объектов-аналогов и тем более - достаточно детализированной информации об условиях их функционирования, предпринимавшихся управляющих воздействиях и истории развития подобных объектов. Значительно более узким будет и круг "стандартных" альтернативных проектов реформирования таких объектов.

Вследствие этого на стадии планирования развития объектов мезоуровня большее значение приобретают другие методы прогнозирования последствий управляющих воздействий, нежели поиск прямых аналогов. Например, такие как математическое моделирование структуры самого объекта и его связей с окружающей средой, в комплексе со сценарным подходом применяемое для нахождения целевых значений критериальных показателей и определения допустимых границ отклонения от них (пороговых значений). Возрастает также и роль экспертных оценок.

Вторым важным отличием является сам характер информации об объектах мезоуровня, существенную часть которой составляют интегральные данные об объектах нижестоящих уровней. Для получения статистических данных такого рода используются стандартные процедуры объединения их в единое целое, если же для характеристики объектов мезоуровня и поставленных перед ними целей используются какие-либо специфические показатели, то для их объединения должны быть предусмотрены и соответствующие процедуры (модели).