Анализ стратегических рисков развития Ивановской области (риски уровня субъекта Российской Федерации)
Риски | Причины | Факторы | Следствие | Метод управления | Примечания |
Риск бюджетной несостоятельности | 1. Ошибки при планировании бюджетных доходов и расходов. 2. Изменение рыночной конъюнктуры основных налогоплательщиков Ивановской области. 3. Недофинансирование из федерального бюджета, а также изменение норм отчислений по основным налогам | Нехватка средств бюджета | Невыполнение обязательств органами государственного управления и местного самоуправления Ивановской области в рамках бюджетного финансирования, ДЦП и т.д. | 1. Создание гарантийного фонда в пределах своих полномочий. 2. Снижение дефицита бюджета, увеличение собственных доходов бюджета Ивановской области. 3. Моделирование бюджетных доходов в соответствии с рыночной конъюнктурой основных налогоплательщиков Ивановской области | Уровень риска - средний |
Риск кадровой недостаточности | 1. Сокращение численности населения. 2. Старение населения. 3. Снижение численности экономически активного населения. 4. Миграция населения области на работу в другие субъекты Российской Федерации | Нехватка кадров для реализации инвестиционных проектов | 1. Невозможность реализовать новые инвестиционные проекты. 2. Отказ инвестора от реализации проекта в Ивановской области по причине недостатка кадров | 1. Оценка потребности в кадровых ресурсах и упреждающая подготовка кадров. 2. Разработка и внедрение технологии привлечения кадров на территорию Ивановской области. 3. Внедрение малолюдных технологий (создание условий) | Уровень риска - высокий |
1. Риск низкого качества государственного управления и местного самоуправления. 2. Риск нехватки жизнеобеспечивающих специалистов | 1. Дублирование функций и работ в органах государственного управления и местного самоуправления. 2. Низкая производительность труда. 3. Низкая мотивация кадров на эффективную работу | Нехватка кадров в органах управления Ивановской области, а также в сферах, зависящих от государственного финансирования | 1. Перегруженность специалистов. 2. Затягивание времени выполнения функций и работ. 3. Низкое качество выполнения работ. 4. Недовольство населения | 1. Внедрение стандартов государственного управления ИСО9001-2000. 2. Систематизация функций и работ Правительства Ивановской области и администраций муниципальных образований Ивановской области, исключение дублирующих функций. 3. Создание условий для привлечения кадров в образование, здравоохранение помимо заработной платы | Уровень риска - высокий |
Риск снижения доходов населения | 1. Снижается объем перечисляемых финансовых ресурсов на социальные выплаты населению (в т.ч. из бюджетов других уровней). 2. Увеличивается доля неработающих лиц пенсионного возраста | Отставание от среднего уровня заработной платы, доходов населения по Российской Федерации и близлежащим субъектам Российской Федерации | 1. Низкий уровень заработной платы и доходов населения. 2. Высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. 3. Низкая мотивация населения на работу на территории Ивановской области | 1. Предпочтения при выборе инвесторов проектам с максимальной заработной платой. 2. Дальнейшее развитие системы социальных выплат. 3. Контроль за своевременностью перечисления средств из бюджетов других уровней и их объемами | Уровень риска - средний |
Риск замедления экономического развития | 1. Снижение объемов инвестиций. 2. Низкая конкурентоспособность продукции предприятий и организаций Ивановской области | 1. Снижение темпов развития промышленных видов деятельности. 2. Недостаточно высокие темпы развития агропромышленного комплекса (АПК) (как на текущий момент). 3. Неспособность развить туризм в Ивановской области | 1. Снижение темпов экономического роста. 2. Недоиспользование потенциала Ивановской области. 3. Нехватка ресурсов для развития социальной сферы вследствие отставания доходов бюджета Ивановской области. 4. Снижение конкурентоспособности Ивановской области на фоне других субъектов Российской Федерации | Привлечение инвестиций: - период 2008 - 2010 гг. - в существующие виды деятельности; - период 2011 - 2015 гг. - в расширение существующих производств; - период 2015 - 2020 гг. - в наукоемкие виды деятельности и научные разработки с целью их последующей продажи | Уровень риска - средний |
Риск недостаточной инвестиционной привлекательности | Отставание от других субъектов Российской Федерации по показателям инвестиционной привлекательности | Снижение инвестиционной привлекательности Ивановской области | 1. Снижение объемов инвестиций. 2. Отсутствие выбора при отборе инвестиционных проектов. 3. Уход стратегических инвесторов в другие регионы. 4. Необходимость предоставлять максимальные налоговые льготы и т.д. | Разработка механизмов создания благоприятного инвестиционного климата помимо налоговых (льгот) и опосредованных финансовых со стороны бюджета Ивановской области (вложения в подготовку инфраструктуры) | Уровень риска - низкий |
Риск повышения износа основных фондов, находящихся на балансе Ивановской области и муниципальных образований до критического уровня | 1. Недостаток бюджетных средств на ремонт объектов. 2. Недостаток бюджетных средств на вывод из состава основных фондов с сопутствующим вводом новых объектов. 3. Низкая мотивация инвесторов. 4. Несвоевременность реконструкции. 5. Использование малоэффективных технологий для реконструкции | Износ жизнеобеспечивающих зданий и сооружений на территории Ивановской области | 1. Повышенный износ зданий и сооружений, находящихся на балансе государственных и муниципальных учреждений. 2. Перерасход средств на реконструкцию "неперспективных" объектов. 3. Невозможность провести ремонт объектов при их передаче в ведение муниципальных образований и/или непосредственных собственников, включая население | 1. Мониторинг состояния объектов. 2. Изыскание дополнительных финансовых ресурсов для упреждающей реконструкции. 3. Разработка методов привлечения внебюджетных инвестиций в рассматриваемые объекты | Уровень риска - высокий |
Риск низкого качества работы органов местного самоуправления муниципальных образований | 1. Нехватка квалифицированных кадров для реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. 2. Отсутствие инициативы в муниципальных образованиях по развитию экономики и социальной сферы. 3. Недостаток бюджетных средств для реализации полномочий по развитию муниципальных образований и/или отсутствие контроля за их использованием | Неразвитость органов местного самоуправления | 1. Неудовлетворенность населения работой органов местного самоуправления и государственного управления. 2. Невыполнение основных функций органами местного самоуправления 3. Отсутствие привлекательности муниципальных образований для инвесторов | 1. Контроль за делегированием полномочий на уровень муниципальных образований. 2. Разработка и внедрение системы критериев оценки качества работы органов местного самоуправления. 3. Директивное указание к разработке и реализации программ развития приоритетных видов деятельности на уровне муниципальных образований | Уровень риска - средний |
2. Стратегические альтернативы
Развитие Ивановской области может идти по трем основным сценариям, различающимся ролью Правительства Ивановской области в решении актуальных социально-экономических проблем: "консервативному", "либеральному" и сценарию интенсивного развития.
Предложенные варианты развития учитывают все исторически сложившиеся экономические комплексы, равно как уже созданные, так и те, реализация которых только началась, и описывают возможные пути развития региона в случае доминирования того или иного фактора роста, а также возможные следствия и итоги развития, проистекающие из них. Во всех сценариях были приняты за основу одинаковые внешнеэкономические условия, то есть динамичный рост мировой экономики при сбалансированном соотношении тенденций глобализации и регионализации. Сценарии предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, связанных с развитием конкуренции, соблюдением законодательства, улучшением инвестиционного климата региона, повышением уровня и качества жизни населения региона, решением социальных проблем Ивановской области.
2.1. Оценка "либерального" сценария
"Либеральный" сценарий характеризуется полным отказом Правительства Ивановской области от какого-либо активного вмешательства в вопросы экономического развития (за исключением нормативно-правового регулирования). Правительство области регулирует и обеспечивает контроль предоставления функций, связанных с оказанием социальных услуг, вопросами безопасности, а также поддержкой основных инфраструктур жизнедеятельности. Вся имеющаяся областная собственность быстро приватизируется. Вопросы, связанные с привлечением инвесторов, отдаются "на откуп" местным предпринимателям и "свободному рынку". Подобный сценарий, при осуществлении которого усилия Правительства области концентрируются на социальных вопросах, содержит несколько потенциальных скрытых угроз:
- вывод центров принятия решения и капитализации за пределы области;
- отказ от реализации новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики;
- потерю рынков продукции, производимой на территории Ивановской области;
- вследствие вышесказанного, снижение налоговых поступлений;
- возрастание социальной дифференциации общества, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры (как следствие - ухудшение финансового положения области).
В рамках данного сценария можно ожидать консервации сложившегося положения и низких темпов экономического роста.
2.2. Оценка сценария интенсивного развития
Учитывая нарастающие макроэкономические угрозы в виде усиления международной и межрегиональной конкуренции, в данном случае саморегулирующей силы рынка уже недостаточно для обеспечения ощутимого экономического развития. Выход - в максимальной активизации усилий Правительства Ивановской области по обеспечению условий для интенсивного роста экономики области. Интенсивный сценарий характеризуется тем, что выявленные путем анализа стратегически перспективные отрасли реального сектора экономики должны развиваться темпами в 2 - 3 раза выше существующих.
Для этого необходимо сосредоточиться на двух условных направлениях: инвестиционном и инновационном.
Правительство области уже выступает инициатором привлечения крупных российских и зарубежных компаний на территорию области. Кроме того, областные власти ведут переговорный процесс в политическом пространстве, стараясь сформировать включенность и участие отраслей области в крупных макрорегиональных проектах. Дальнейшее наращивание эффективности может быть обеспечено крупным мегапроектом кластерного типа. Производство высокотехнологичной продукции, ориентированной на международный рынок, с включением в производственную цепочку множества предприятий-партнеров позволит нивелировать последствия вступления в ВТО, даст пролонгированный импульс для развития целого ряда смежных отраслей: науки, образования, транспорта и т.д. В отличие от других регионов в пользу реалистичности международных проектов на территории Ивановской области свидетельствует несколько факторов, таких как сильная базовая промышленная структура, сконцентрированный опыт в стратегических отраслях, система подготовки кадров, специализированная научная база, удачная география региона.
Традиционно сильная научная база Ивановской области по-прежнему имеет потенциал развития и должна быть использована как еще один ресурс экономического развития. Стимулирование инновационной деятельности должно обеспечить инновационные потребности Ивановской экономики, рост конкурентоспособности отраслей за счет внедрения адекватных требованиям разработок, включенности в интеграционные, кластерные модели. Таким образом, речь идет о:
- развитии инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;
- создании венчурного фонда, который обеспечит экспертизу, конкурсный отбор и венчурное финансирование научно-технических проектов по созданию высокотехнологичной продукции, повышению эффективности малых инновационных предприятий;
- привлечении крупных инвесторов в текстильное производство, машиностроение и металлообработку, сектор АПК с целью проведения ускоренной модернизации материально-технической базы и стандартизации продукции для ее продвижения в трансрегиональные торговые сети;
- привлечении инвестиций для создания новейших высокотехнологичных производств, формировании на их основе интеграционных систем кластерного типа;
- привлечении международных партнеров в области туризма и гостиничного бизнеса с целью формирования международного туристического потока (вытягивающего за собой российский рынок) и условий пребывания на территории области на уровне мировых стандартов (в том числе в области профессионального обслуживания);
- реализации программ промышленного оздоровления предприятий области, поддержки продвижения товаров ивановской промышленности на российский и международный рынки;
- целенаправленном инвестиционном маркетинге Ивановской области, плановой работе по созданию привлекательного имиджа региона среди населения России, российских и иностранных инвесторов;
- создании системы подготовки управленческих кадров международного уровня;