Целевые показатели деятельности органов государственной власти в экономике и социальной сфере до 2020 года
Стратегические цели | Целевые показатели и ожидаемые результаты |
Создание текстильно-промышленного кластера всероссийского значения, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов на основе масштабной модернизации производства и повышения производительности труда, а также повышение на этой основе уровня жизни и занятости населения | К 2020 году ожидается: - увеличение доли продукции текстильно-промышленного кластера в структуре обрабатывающих производств до 35 - 40%; - создание 1319 новых рабочих мест; - суммарная величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит 9,5 млрд. рублей |
Создание высокоэффективного наукоемкого машиностроительного комплекса, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции | Достижение к 2020 году следующей структуры промышленности по видам экономической деятельности обрабатывающих производств (ОКВЭД): - производство машин и оборудования - 14,5%; - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 13%; - производство транспортных средств и оборудования - 4,5%; - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 4,2% |
Привлечение инвестиций в экономику путем создания благоприятных экономических и имиджевых условий в Ивановской области и обеспечение конкурентоспособности среди регионов ЦФО | - Достижение к 2020 году объема инвестиций в размере 90373 млн. рублей (в ценах 2008 г.); - ускоренный рост инвестиций в наиболее наукоемкие отрасли экономики региона |
Сбалансированное развитие высокоэффективного инновационного производственного научно-технического и инновационного комплекса, обеспечивающего создание, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, а также технологическую модернизацию промышленности и экономики в целом | - Достижение к 2020 году доли наукоемкой продукции в экономике не менее 25%; - достижение к 2020 году удельного веса организаций, занимающихся инновационной деятельностью, до 30% от общего количества всех организаций производственной сферы, работающих на территории региона |
Развитие эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции и обеспечение динамичного социального развития сельских территорий | - Увеличение к 2020 г. валового производства сельскохозяйственной продукции в 2,2 раза к уровню 2007 г.; - увеличение доли КФХ в сельскохозяйственном производстве к 2020 г. до 6 - 8%; - увеличение производства скота и птицы в живом весе до 115 тыс. т в 2020 г.; - увеличение производства молока до 325 тыс. т к 2020 г.; - рост посевных площадей, занимаемых кормовыми культурами; - увеличение валового сбора товарного зерна, овощей, а также рапса до 20 тыс. т, льна-волокна до 11 тыс. т; - приближение уровня обеспеченности населения услугами социальной сферы в сельской местности к уровню обеспеченности малых городов; - достижение в период 2018 - 2020 гг. объемов ежегодного ввода жилья в сельской местности до 70 тыс. кв. м общей жилой площади; - увеличение доли газифицированных домов до 65% к 2020 г. |
Создание в области современного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего повышение туристской привлекательности региона за счет эффективного использования историко-культурных и природно-рекреационных ресурсов | К 2020 году должны быть достигнуты следующие показатели: - увеличение потока туристов; - улучшение внутренней инфраструктуры отдельных населенных пунктов области в целом, укрепление единого культурного пространства региона; - развитие туристской инфраструктуры (рекреационные зоны, организация новых маршрутов, строительство новых гостиничных комплексов и др.); - рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, формирование бюджетообразующих статей в муниципальных образованиях, необходимых для реализации социальных программ для населения; - развитие смежных отраслей экономики (транспорт, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, связь, сельское хозяйство и др.); - создание условий для оздоровления и отдыха жителей Ивановской области; - повышение занятости и благосостояния населения области; - создание условий для приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям, создание кадрового потенциала культуры |
Сбалансированное развитие опорной транспортной инфраструктуры, повышение энергетической обеспеченности, развитие системы газоснабжения и инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства региона для улучшения социально-экономических условий жизни населения и обеспечения равномерного развития экономики и социальной сферы | К 2020 году должны быть достигнуты следующие показатели: - увеличение пропускной способности автодорог общего пользования; - строительство территориальных автомобильных дорог общего пользования в Южском, Приволжском, Пестяковском, Савинском и Заволжском муниципальных районах (780 населенных пунктов области (26%) не обеспечены подъездными дорогами с твердым покрытием); - проведение ремонта автодорог в объеме около 400 км ежегодно в период 2011 - 2020 гг.; - 70% обновление парка подвижного состава железных дорог с истекшими сроками службы; - строительство железнодорожной платформы на 335 км перегона "Строкино - Ермолино"; - сохранение работы железнодорожного переезда 335 км на железнодорожном перегоне "Строкино - Иваново"; - сохранение работы железнодорожного переезда 353 км перегона "Шуя - Ладыгино" в д. Семейкино Шуйского района; - поддержание и развитие пассажирских перевозок "Иваново - Комсомольск"; - развитие прилегающих приаэропортовых территорий общей площадью до 200 га с целью создания доходных инвестиционных объектов для развития традиционных аэропортовых комплексов и способствующих расширению спроса на воздушные перевозки и услуги аэропорта; - ежегодное сокращение числа погибших в ДТП и сохранение жизни 50 - 80 жителям региона; - удовлетворение к 2020 г. внутреннего энергетического потребления региона; - снижение энергопотребления более чем на 30%; - увеличение в энергобалансе доли малой энергетики до 10%; - повышение уровня газификации городской и особенно сельской местности (на сегодня уровень газификации сельской местности чуть более 20%); - полное обновление фондов жилищно-коммунального хозяйства; - выход на прибыльность 90% организаций ЖКХ |
Развитие малого и среднего предпринимательства, подразумевающее дальнейшее совершенствование существующих механизмов, и реализация новых направлений государственной поддержки, укрепление местного рынка товаров и услуг, решение именно региональных и местных потребностей области | К 2020 году должны быть достигнуты следующие показатели: - рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМП) не менее чем на 30%; - увеличение доли работающих в СМП более чем на 25%; - увеличение оборота по СМП на 15%; - совершенствование правового поля, обеспечивающего развитие малого и среднего предпринимательства на региональном уровне; - безвозмездный или льготный доступ к законодательной, нормативной, справочной информации регионального и глобального характера, связанной с деятельностью субъектов СМП; - обеспечение доступа СМП к различным источникам финансирования; - повышение эффективности деятельности субъектов СМП посредством усиления их конкурентоспособности; - подготовка и переподготовка кадров для сферы СМП через различные методы и формы обучения; - совершенствование работы инфраструктуры поддержки СМП в Ивановской области, удовлетворяющей потребности СМП в консалтинговых услугах и иных услугах, необходимых для ведения предпринимательской деятельности; - рекламно-информационная поддержка субъектов СМП Ивановской области в продвижении их продукции и услуг на региональный и международный рынки; - увеличение доли малого и среднего предпринимательства в приоритетных направлениях экономического развития Ивановской области; - увеличение объема налоговых поступлений от субъектов СМП в консолидированный бюджет области на 20% |
Расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств | К 2020 году должны быть достигнуты следующие показатели: - переход на систему целевого бюджетирования, ориентация бюджетной политики на результат; - оптимизация затрат предоставления бюджетных услуг, усовершенствование бюджетной системы, повышение качества функционирования бюджетной системы; - четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий за бюджетами разных уровней на долгосрочной основе; - повышение доходной базы бюджета, усовершенствование и оптимизация уровня налоговой нагрузки субъектов; - обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата Ивановской области, содействие росту благосостояния и доходов населения |
Повышение качества образовательных услуг и обеспечение возможности для всего населения области получить доступное образование, обеспечивающее потребности экономики региона | - Полное удовлетворение населения в услугах дошкольного образования к 2014 - 2016 гг.; - повышение доли учащихся, обучающихся в школах, отвечающих современным требованиям организации образовательного процесса, до 100% к 2018 - 2020 гг.; - увеличение доли педагогов, внедряющих информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс, до 100% к 2018 - 2020 гг.; - увеличение удельного веса численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования, к 2012 г., до 100% к 2020 г.; - увеличение удельного веса численности учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, до 80% к 2020 г.; - увеличение удельного веса учащихся, обучающихся в системе внутришкольного дополнительного образования, до 40% к 2020 г.; - обеспечение доступа всех учреждений начального и среднего профессионального образования к глобальным информационным каналам к 2020 г.; - увеличение удельного веса детей-сирот, переданных на воспитание в семьи; - увеличение числа ресурсных центров и опорных отраслевых центров; - увеличение общеобразовательных учреждений, имеющих институт общественного участия в управлении образованием, до 100% к 2020 г.; - увеличение объема инвестиций в сферу образования, в т.ч. из внебюджетных источников; - увеличение наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда, рост заработной платы; - ввод не менее 15 тыс. мест для дошкольников с целью удовлетворения потребности населения к 2013 г. |
Минимизация показателя естественной убыли населения за счет предоставления населению гарантированной медицинской помощи | - Обеспечение доступности качественной медицинской помощи для всех слоев населения; - повышение качества предоставляемых медицинских услуг, в т.ч. в малых городах и в сельской местности; - повышение престижа профессии медицинских работников и их социальной защищенности; - увеличение обеспеченности населения Ивановской области к 2020 г. врачами - до 37 человек на 10 тыс. жителей, средним медицинским персоналом - до 88 человек на 10 тыс. жителей |
Реализация права граждан на доступ к услугам и учреждениям физической культуры и спорта на всей территории области | - Рост числа регулярно занимающихся физкультурой до 15% от всего населения к 2020 г.; - увеличение обеспеченности спортивными залами до 2,8 тыс. кв. м на 10 тыс. жителей к 2020 г.; - увеличение обеспеченности плавательными бассейнами до 45 кв. м зеркала воды на 10 тыс. жителей к 2020 г.; - увеличение обеспеченности плоскостными сооружениями до 13,6 тыс. кв. м на 10 тыс. жителей к 2020 г.; - улучшение здоровья населения, снижение заболеваемости; - преодоление дефицита высококвалифицированных кадров; - развитие спорта высших достижений; - предотвращение вовлечения в преступную деятельность молодежи |
Обеспечение права граждан на доступ к культурным ценностям | - Повышение качества культурного обслуживания, обеспечение свободного и равного доступа к информации населения области, особенно сельских жителей; - воссоздание утраченных и сохранение памятников истории и культуры, развитие культурного туризма в области; - оживление театральной, концертной, художественной жизни области, качественное улучшение репертуара; - укрепление материально-технической базы музеев и библиотек; - увеличение числа посетителей музеев и количества экскурсий; - обеспечение свободного и равного доступа к информации всем жителям области; - преодоление технической отсталости культурно-досуговых учреждений; - увеличение количества специалистов в сфере культуры и искусства и насыщение рынка труда необходимыми профессиональными кадрами по специальностям, востребованным отраслью культуры области |
Обеспечение возможности получить качественные доступные услуги социальной защиты населения и максимально удовлетворить потребности населения региона | - Повышение уровня жизни жителей; - предоставление оптимальных форм и видов социального обслуживания гражданам; - приближение деятельности учреждений социального обслуживания к реальным нуждам населения и к месту проживания граждан; - снижение социальной напряженности в обществе |
Снижение темпа сокращения численности населения | Развитие демографических процессов к 2013 г.: - сохранение ежегодного числа рождений на уровне 11,5 - 12 тыс. человек; - постепенное снижение числа умерших до 19,6 тыс. человек в год; - поддержание высоких показателей миграционного прироста (3,5 - 3,9 тыс. человек в год); - снижение темпов сокращения ежегодной убыли населения до 0,4% и меньше. Развитие демографических процессов на долгосрочный период до 2020 г.: - рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,5; - снижение численности умерших; - сохранение и увеличение положительного сальдо миграционного баланса; - сокращение численности населения Ивановской области до уровня не ниже 1018 тыс. человек к концу 2020 г. |
Улучшение жилищных условий населения и формирование доступного рынка жилья в регионе на базе развития рынка строительных материалов | - Увеличение ежегодных инвестиционных вливаний в сферу промышленности строительных материалов до уровня 4,3 млрд. руб. к 2020 году; - увеличение годового объема возводимого жилья до уровня 0,3 кв. м на человека на период до 2020 года |
6. Разработка системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов государственного управления регионом
6.1. Развитие текстильно-промышленного кластера
Цели и задачи.
Целесообразность развития текстильно-промышленного кластера в Ивановской области обусловлена необходимостью устойчивого развития и повышения производственного потенциала промышленного регионально-отраслевого комплекса, отвечающего экономическим, экологическим и социальным нуждам региона и учитывающего интересы будущих поколений.
Задачами проекта являются:
- сохранение и развитие отечественной текстильной промышленности за счет модернизации и технического перевооружения существующих и создания новых производств;
- развитие внутрирегиональной и межрегиональной научно-технической и производственной кооперации;
- внедрение передовых технологий и освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции;
- привлечение стратегических партнеров и инвесторов, а также повышение инвестиционной привлекательности Ивановской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Моделирование развития.
Исходя из проведенного выше анализа, можно предположить, что наиболее перспективное направление развития текстильной промышленности Ивановской области - формирование и развитие текстильно-промышленного кластера, ядром которого является текстильное производство, интегрирующего в единую систему также предприятия и организации других видов экономической деятельности, технологически связанных с деятельностью предприятий текстильной промышленности, в том числе по направлениям:
- машиностроение для текстильной промышленности;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях обеспечения инновационной базы развития текстильной промышленности;
- развитие объектов инфраструктуры.
Важнейшим фактором конкурентоспособности текстильно-промышленного кластера является интеграция текстильных предприятий с предприятиями нефтегазового комплекса в целях освоения производства смесовых тканей и нетканых материалов.
Повышение производительности труда возможно только в условиях технического перевооружения отрасли и снижения транзакционных издержек, а также повышения эффективности корпоративного менеджмента. Резервы роста производительности труда вполне позволяют снять возможную проблему дефицита трудовых ресурсов.
Сформировавшийся имидж Ивановской области как текстильного центра России говорит в пользу сохранения текстильной промышленности и развития регионального текстильно-промышленного кластера, что обусловлено следующими причинами:
- исторические факторы, обусловившие развитие текстильного производства на территории Ивановской области и значимость текстильной промышленности как одной из ведущих отраслей, определяющих промышленный профиль региона;
- наличие родственных, вспомогательных и обслуживающих отраслей, таких как текстильная химия, машиностроение, приборостроение;
- наличие инновационной и кадровой инфраструктуры, отвечающей потребностям текстильной отрасли;
- географическая концентрация предприятий, взаимосвязанных в рамках полного производственного цикла от переработки сырья до пошива готовых изделий;
- социальная значимость предприятий текстильной промышленности, большинство которых расположены в малых городах и поселках и являются градообразующими;
- "бренд", "марка" ивановских текстильных предприятий и ивановских модельеров, которые известны далеко за пределами региона.
Стратегическая программа реализации проекта текстильно-промышленного кластера в Ивановской области предполагает достижение поставленных целей в 2 этапа: