Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (утратил силу на основании закона Ивановской области от 01.06.2016 N 40-ОЗ)

Таблица 1

Целевые показатели деятельности органов государственной власти в экономике и социальной сфере до 2020 года


Стратегические  цели

Целевые  показатели и ожидаемые   результаты

Создание  текстильно-промышленного   кластера всероссийского значения,   способного обеспечить выпуск   конкурентоспособной продукции на   уровне мировых стандартов на   основе масштабной модернизации   производства и повышения   производительности труда, а также   повышение на этой основе уровня   жизни и занятости населения

К 2020 году  ожидается:   - увеличение доли продукции   текстильно-промышленного кластера в   структуре обрабатывающих производств до   35 - 40%;   - создание 1319 новых рабочих мест;   - суммарная величина налоговых   поступлений в бюджеты всех уровней   составит 9,5 млрд. рублей

Создание  высокоэффективного   наукоемкого машиностроительного   комплекса, способного обеспечить   выпуск конкурентоспособной   продукции

Достижение к  2020 году следующей   структуры промышленности по видам   экономической деятельности   обрабатывающих производств (ОКВЭД):   - производство машин и оборудования -   14,5%;   - металлургическое производство и   производство готовых металлических   изделий - 13%;   - производство транспортных средств и   оборудования - 4,5%;   - производство электрооборудования,   электронного и оптического оборудования   - 4,2%

Привлечение  инвестиций в   экономику путем создания   благоприятных экономических и   имиджевых условий в Ивановской   области и обеспечение   конкурентоспособности среди   регионов ЦФО

- Достижение к  2020 году объема   инвестиций в размере 90373 млн. рублей   (в ценах 2008 г.);    - ускоренный рост инвестиций в наиболее   наукоемкие отрасли экономики региона

Сбалансированное  развитие   высокоэффективного инновационного   производственного   научно-технического и   инновационного комплекса,   обеспечивающего создание,   коммерциализацию результатов   научно-технической деятельности,   а также технологическую   модернизацию промышленности и   экономики в целом

- Достижение к  2020 году доли   наукоемкой продукции в экономике не   менее 25%;   - достижение к 2020 году удельного веса   организаций, занимающихся инновационной   деятельностью, до 30% от общего   количества всех организаций   производственной сферы, работающих на   территории региона

Развитие  эффективного,   конкурентоспособного   сельскохозяйственного   производства и переработки   сельхозпродукции и обеспечение   динамичного социального развития   сельских территорий

- Увеличение к  2020 г.  валового   производства сельскохозяйственной   продукции в 2,2 раза к уровню 2007  г.;   - увеличение доли КФХ в   сельскохозяйственном производстве к   2020 г. до 6 - 8%;   - увеличение производства скота и птицы   в живом весе до 115 тыс. т в 2020  г.;   - увеличение производства молока до 325   тыс. т к 2020 г.;    - рост посевных площадей, занимаемых   кормовыми культурами;   - увеличение валового сбора товарного   зерна, овощей, а также рапса до 20 тыс.   т, льна-волокна до 11 тыс. т;   - приближение уровня обеспеченности   населения услугами социальной сферы в   сельской местности к уровню   обеспеченности малых городов;   - достижение в период 2018 - 2020 гг.   объемов ежегодного ввода жилья в   сельской местности до 70 тыс. кв. м   общей жилой площади;   - увеличение доли газифицированных   домов до 65% к 2020 г.

Создание в  области современного   туристско-рекреационного   комплекса, обеспечивающего   повышение туристской   привлекательности региона за счет   эффективного использования   историко-культурных и   природно-рекреационных ресурсов

К 2020 году  должны быть достигнуты   следующие показатели:   - увеличение потока туристов;   - улучшение внутренней инфраструктуры   отдельных населенных пунктов области в   целом, укрепление единого культурного   пространства региона;   - развитие туристской инфраструктуры   (рекреационные зоны, организация новых   маршрутов, строительство новых   гостиничных комплексов и др.);   - рост налоговых отчислений в бюджеты   различных уровней, формирование   бюджетообразующих статей в   муниципальных образованиях, необходимых   для реализации социальных программ для   населения;   - развитие смежных отраслей экономики   (транспорт, торговля и общественное   питание, строительство и реконструкция   автодорог, благоустройство городов и   населенных пунктов, связь, сельское   хозяйство и др.);   - создание условий для оздоровления и   отдыха жителей Ивановской области;   - повышение занятости и благосостояния   населения области;   - создание условий для приобщения   подрастающего поколения к культурным   ценностям, создание кадрового   потенциала культуры

Сбалансированное  развитие опорной   транспортной инфраструктуры,   повышение энергетической   обеспеченности, развитие системы   газоснабжения и инфраструктуры   жилищно-коммунального хозяйства   региона для улучшения   социально-экономических условий   жизни населения и обеспечения   равномерного развития экономики и   социальной сферы

К 2020 году  должны быть достигнуты   следующие показатели:   - увеличение пропускной способности   автодорог общего пользования;   - строительство территориальных   автомобильных дорог общего пользования   в Южском, Приволжском, Пестяковском,   Савинском и Заволжском муниципальных   районах (780 населенных пунктов области   (26%) не обеспечены подъездными   дорогами с твердым покрытием);   - проведение ремонта автодорог в объеме   около 400 км  ежегодно в период 2011 -   2020 гг.;   - 70% обновление парка подвижного   состава железных дорог с истекшими   сроками службы; - строительство   железнодорожной платформы на 335  км   перегона "Строкино - Ермолино";   - сохранение работы железнодорожного   переезда 335 км  на железнодорожном   перегоне "Строкино - Иваново";   - сохранение работы железнодорожного   переезда 353 км  перегона "Шуя -   Ладыгино" в д. Семейкино Шуйского   района;   - поддержание и развитие пассажирских   перевозок "Иваново - Комсомольск";   - развитие прилегающих приаэропортовых   территорий общей площадью до 200  га с   целью создания доходных инвестиционных   объектов для развития традиционных   аэропортовых комплексов и   способствующих расширению спроса на   воздушные перевозки и услуги аэропорта;   - ежегодное сокращение числа погибших в   ДТП и сохранение жизни 50 - 80 жителям   региона;   - удовлетворение к 2020 г.  внутреннего   энергетического потребления региона;   - снижение энергопотребления более чем   на 30%;   - увеличение в энергобалансе доли малой   энергетики до 10%;   - повышение уровня газификации   городской и особенно сельской местности   (на сегодня уровень газификации   сельской местности чуть более 20%);   - полное обновление фондов   жилищно-коммунального хозяйства;   - выход на прибыльность 90% организаций   ЖКХ

Развитие  малого и среднего   предпринимательства,   подразумевающее дальнейшее   совершенствование существующих   механизмов, и реализация новых   направлений государственной   поддержки, укрепление местного   рынка товаров и услуг, решение   именно региональных и местных   потребностей области

К 2020 году  должны быть достигнуты   следующие показатели:   - рост числа субъектов малого и   среднего предпринимательства (далее -   СМП) не менее чем на 30%;   - увеличение доли работающих в СМП   более чем на 25%;   - увеличение оборота по СМП на 15%;   - совершенствование правового поля,   обеспечивающего развитие малого и   среднего предпринимательства на   региональном уровне;   - безвозмездный или льготный доступ к   законодательной, нормативной,   справочной информации регионального и   глобального характера, связанной с   деятельностью субъектов СМП;   - обеспечение доступа СМП к различным   источникам финансирования;   - повышение эффективности деятельности   субъектов СМП посредством усиления их   конкурентоспособности;   - подготовка и переподготовка кадров   для сферы СМП через различные методы и   формы обучения;   - совершенствование работы   инфраструктуры поддержки СМП в   Ивановской области, удовлетворяющей   потребности СМП в консалтинговых   услугах и иных услугах, необходимых для   ведения предпринимательской   деятельности;   - рекламно-информационная поддержка   субъектов СМП Ивановской области в   продвижении их продукции и услуг на   региональный и международный рынки;   - увеличение доли малого и среднего   предпринимательства в приоритетных   направлениях экономического развития   Ивановской области;   - увеличение объема налоговых   поступлений от субъектов СМП в   консолидированный бюджет области на 20%

Расширение  бюджетно-ресурсной   базы и повышение эффективности   использования бюджетных средств

К 2020 году  должны быть достигнуты   следующие показатели:   - переход на систему целевого   бюджетирования, ориентация бюджетной   политики на результат;   - оптимизация затрат предоставления   бюджетных услуг, усовершенствование   бюджетной системы, повышение качества   функционирования бюджетной системы;   - четкое и стабильное разграничение   налоговых полномочий за бюджетами   разных уровней на долгосрочной основе;   - повышение доходной базы бюджета,   усовершенствование и оптимизация уровня   налоговой нагрузки субъектов;   - обеспечение благоприятного   инвестиционного и предпринимательского   климата Ивановской области, содействие   росту благосостояния и доходов   населения

Повышение  качества   образовательных услуг и   обеспечение возможности для всего   населения области получить   доступное образование,   обеспечивающее потребности   экономики региона

- Полное  удовлетворение населения в   услугах дошкольного образования к 2014   - 2016 гг.;   - повышение доли учащихся, обучающихся   в школах, отвечающих современным   требованиям организации   образовательного процесса, до 100% к   2018 - 2020 гг.;   - увеличение доли педагогов, внедряющих   информационно-коммуникационные   технологии в образовательный процесс,   до 100% к 2018 - 2020 гг.;   - увеличение удельного веса численности   детей старшего дошкольного возраста,   обучающихся в системе предшкольного   образования, к 2012 г.,  до 100% к 2020   г.;   - увеличение удельного веса численности   учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по   программам предпрофильной подготовки,   до 80% к 2020 г.;    - увеличение удельного веса учащихся,   обучающихся в системе внутришкольного   дополнительного образования, до 40% к   2020 г.;   - обеспечение доступа всех учреждений   начального и среднего профессионального   образования к глобальным информационным   каналам к 2020 г.;    - увеличение удельного веса   детей-сирот, переданных на воспитание в   семьи;   - увеличение числа ресурсных центров и   опорных отраслевых центров;   - увеличение общеобразовательных   учреждений, имеющих институт   общественного участия в управлении   образованием, до 100% к 2020  г.;   - увеличение объема инвестиций в сферу   образования, в т.ч. из внебюджетных   источников;   - увеличение наполняемости классов в   общеобразовательных учреждениях, рост   объема стимулирующих надбавок в общем   фонде оплаты труда, рост заработной   платы;   - ввод не менее 15 тыс. мест для   дошкольников с целью удовлетворения   потребности населения к 2013  г.

Минимизация  показателя   естественной убыли населения за   счет предоставления населению   гарантированной медицинской   помощи

- Обеспечение  доступности качественной   медицинской помощи для всех слоев   населения;   - повышение качества предоставляемых   медицинских услуг, в т.ч. в малых   городах и в сельской местности;   - повышение престижа профессии   медицинских работников и их социальной   защищенности;   - увеличение обеспеченности населения   Ивановской области к 2020 г.  врачами -   до 37 человек на 10 тыс. жителей,   средним медицинским персоналом - до 88   человек на 10 тыс. жителей

Реализация  права граждан на   доступ к услугам и учреждениям   физической культуры и спорта на   всей территории области

- Рост числа  регулярно занимающихся   физкультурой до 15% от всего населения   к 2020 г.;    - увеличение обеспеченности спортивными   залами до 2,8 тыс. кв. м на 10 тыс.   жителей к 2020 г.;    - увеличение обеспеченности   плавательными бассейнами до 45  кв. м   зеркала воды на 10 тыс. жителей к 2020   г.;   - увеличение обеспеченности   плоскостными сооружениями до 13,6 тыс.   кв. м на 10 тыс. жителей к 2020  г.;   - улучшение здоровья населения,   снижение заболеваемости;   - преодоление дефицита   высококвалифицированных кадров;   - развитие спорта высших достижений;   - предотвращение вовлечения в   преступную деятельность молодежи

Обеспечение  права граждан на   доступ к культурным ценностям

- Повышение  качества культурного   обслуживания, обеспечение свободного и   равного доступа к информации населения   области, особенно сельских жителей;   - воссоздание утраченных и сохранение   памятников истории и культуры, развитие   культурного туризма в области;   - оживление театральной, концертной,   художественной жизни области,   качественное улучшение репертуара;   - укрепление материально-технической   базы музеев и библиотек;   - увеличение числа посетителей музеев и   количества экскурсий;   - обеспечение свободного и равного   доступа к информации всем жителям   области;   - преодоление технической отсталости   культурно-досуговых учреждений;   - увеличение количества специалистов в   сфере культуры и искусства и насыщение   рынка труда необходимыми   профессиональными кадрами по   специальностям, востребованным отраслью   культуры области

Обеспечение  возможности получить   качественные доступные услуги   социальной защиты населения и   максимально удовлетворить   потребности населения региона

- Повышение  уровня жизни жителей;   - предоставление оптимальных форм и   видов социального обслуживания   гражданам;   - приближение деятельности учреждений   социального обслуживания к реальным   нуждам населения и к месту проживания   граждан;   - снижение социальной напряженности в   обществе

Снижение темпа  сокращения   численности населения

Развитие  демографических процессов к   2013 г.:   - сохранение ежегодного числа рождений   на уровне 11,5 - 12 тыс. человек;   - постепенное снижение числа умерших до   19,6 тыс. человек в год;   - поддержание высоких показателей   миграционного прироста (3,5 - 3,9 тыс.   человек в год);   - снижение темпов сокращения ежегодной   убыли населения до 0,4% и меньше.   Развитие демографических процессов на   долгосрочный период до 2020  г.:   - рост суммарного коэффициента   рождаемости до 1,5;   - снижение численности умерших;   - сохранение и увеличение   положительного сальдо миграционного   баланса;   - сокращение численности населения   Ивановской области до уровня не ниже   1018 тыс. человек к концу 2020  г.

Улучшение  жилищных условий   населения и формирование   доступного рынка жилья в регионе   на базе развития рынка   строительных материалов

- Увеличение  ежегодных инвестиционных   вливаний в сферу промышленности   строительных материалов до уровня 4,3   млрд. руб. к 2020 году;   - увеличение годового объема   возводимого жилья до уровня 0,3  кв. м   на человека на период до 2020 года



6. Разработка системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов государственного управления регионом

6.1. Развитие текстильно-промышленного кластера

Цели и задачи.

Целесообразность развития текстильно-промышленного кластера в Ивановской области обусловлена необходимостью устойчивого развития и повышения производственного потенциала промышленного регионально-отраслевого комплекса, отвечающего экономическим, экологическим и социальным нуждам региона и учитывающего интересы будущих поколений.

Задачами проекта являются:

- сохранение и развитие отечественной текстильной промышленности за счет модернизации и технического перевооружения существующих и создания новых производств;

- развитие внутрирегиональной и межрегиональной научно-технической и производственной кооперации;

- внедрение передовых технологий и освоение выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции;

- привлечение стратегических партнеров и инвесторов, а также повышение инвестиционной привлекательности Ивановской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Моделирование развития.

Исходя из проведенного выше анализа, можно предположить, что наиболее перспективное направление развития текстильной промышленности Ивановской области - формирование и развитие текстильно-промышленного кластера, ядром которого является текстильное производство, интегрирующего в единую систему также предприятия и организации других видов экономической деятельности, технологически связанных с деятельностью предприятий текстильной промышленности, в том числе по направлениям:

- машиностроение для текстильной промышленности;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях обеспечения инновационной базы развития текстильной промышленности;

- развитие объектов инфраструктуры.

Важнейшим фактором конкурентоспособности текстильно-промышленного кластера является интеграция текстильных предприятий с предприятиями нефтегазового комплекса в целях освоения производства смесовых тканей и нетканых материалов.

Повышение производительности труда возможно только в условиях технического перевооружения отрасли и снижения транзакционных издержек, а также повышения эффективности корпоративного менеджмента. Резервы роста производительности труда вполне позволяют снять возможную проблему дефицита трудовых ресурсов.

Сформировавшийся имидж Ивановской области как текстильного центра России говорит в пользу сохранения текстильной промышленности и развития регионального текстильно-промышленного кластера, что обусловлено следующими причинами:

- исторические факторы, обусловившие развитие текстильного производства на территории Ивановской области и значимость текстильной промышленности как одной из ведущих отраслей, определяющих промышленный профиль региона;

- наличие родственных, вспомогательных и обслуживающих отраслей, таких как текстильная химия, машиностроение, приборостроение;

- наличие инновационной и кадровой инфраструктуры, отвечающей потребностям текстильной отрасли;

- географическая концентрация предприятий, взаимосвязанных в рамках полного производственного цикла от переработки сырья до пошива готовых изделий;

- социальная значимость предприятий текстильной промышленности, большинство которых расположены в малых городах и поселках и являются градообразующими;

- "бренд", "марка" ивановских текстильных предприятий и ивановских модельеров, которые известны далеко за пределами региона.

Стратегическая программа реализации проекта текстильно-промышленного кластера в Ивановской области предполагает достижение поставленных целей в 2 этапа: