Переход к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации поставил перед органами государственной власти, учреждениями и общественными организациями задачу качественного совершенствования системы допризывной подготовки, военно-патриотического воспитания молодежи.
На современном этапе изменяются требования к призывникам, которые должны быть способны с первых дней службы в частях и соединениях постоянной боевой готовности решать поставленные задачи.
В системе образования Алтайского края во всех типах общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования подготовка учащихся к военной службе организуется в процессе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Программа курса в целом отражает государственную образовательную политику в вопросах воспитания и формирования у учащихся сознательного отношения к имеющимся проблемам личной и общественной безопасности и обеспечивает приобретение учащимися специальных умений, знаний, навыков, которые позволяют повысить уровень готовности призывника к военной службе.
Вне школы деятельность по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, подготовке юношей к службе в армии организуется учреждениями дополнительного образования детей, а также спортивными и общественными организациями, в частности РОСТО (ДОСААФ).
Вместе с тем в развитии системы допризывной подготовки молодежи на территории Алтайского края существует ряд проблем:
отсутствует единое понимание органами власти, общественными организациями, родителями предназначения допризывной подготовки молодежи, ее целей, задач, отличительных особенностей;
наблюдается ведомственная разобщенность в вопросах допризывной подготовки молодежи;
не разработан программно-методический комплекс, обеспечивающий качество получения начальных знаний в области обороны и подготовки по основам военной службы;
отсутствуют примерные образовательные программы по основам военной службы;
не разработаны требования к уровню подготовки молодежи по основам военной службы;
не создана эффективная система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по основам военной службы;
отсутствуют примерные нормативы финансирования и материально-технического снабжения, примерные требования к состоянию учебно-материальной базы по курсу "Основы военной службы";
не создан единый региональный центр допризывной подготовки молодежи;
подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям, осуществляется только в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ) в городах Алейске, Барнауле, Бийске, Рубцовске и Славгороде;
в крае действуют 143 военно-спортивных и военно-патриотических клуба, в 21 районе и двух городах края отсутствуют военно-спортивные и во военно-патриотические клубы;
в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 1,7% снизилось число призывников, годных к военной службе по состоянию здоровья (в 2008 году - 76,7%, в 2009 году - 75%).
Таким образом, необходимо создание системы допризывной подготовки молодежи, ориентированной на формирование патриотического сознания молодежи, готовности к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации; формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического, материально-технического обеспечения системы допризывной подготовки молодежи; развитие кадрового потенциала в области допризывной подготовки молодежи; развитие системы медицинского наблюдения молодежи допризывного возраста.
Решение проблемы невозможно без тесного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений образования, культуры и спорта, средств массовой информации, общественных объединений и иных организаций.
Использование возможностей программно-целевого метода в интересах развития в Алтайском крае системы допризывной подготовки молодежи обусловлено комплексным характером проблемы, необходимостью координации работы всех учреждений и ведомств, участвующих в ее решении, привлечения потенциала территориальных подразделений федеральных структур, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществления дополнительных мер по организационно-финансовому обеспечению этой деятельности.