Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

от 05 мая 2010 года N 179-IV-З

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона РК от 24.09.2014 N 70-V-З.
____________________________________________________________________

Принят Народным Хуралом

(Парламентом) Республики Калмыкия

4 мая 2010 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Калмыкия от 20.09.2012 N 371-IV-З НГР ru08000201200494

Настоящий закон направлен на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, на защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства, определяет правовую основу, принципы и формы добровольного участия граждан в охране общественного порядка.

Статья 1. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка


Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Калмыкия, правовые акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции.

Действие настоящего закона не распространяется на правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, а также о частной детективной и охранной деятельности.

Статья 2. Цель и принципы участия граждан в охране общественного порядка


Целью участия граждан в охране общественного порядка является оказание содействия органам государственной власти Республики Калмыкия, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в решении задач по обеспечению правопорядка, защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе принципов законности, добровольности, уважения чести и достоинства граждан, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, недопустимости подмены полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Граждане оказывают содействие органам государственной власти Республики Калмыкия, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в обеспечении правопорядка в рамках, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Калмыкия, правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Полномочия органов государственной власти Республики Калмыкия при организации участия граждан в охране общественного порядка (в редакции Закона Республики Калмыкия от 20.09.2012 N 371-IV-З НГР ru08000201200494)

К полномочиям органов государственной власти Республики Калмыкия в сфере участия граждан в охране общественного порядка относятся:

1) признан утратившим силу Законом Республики Калмыкия от 20.09.2012 N 371-IV-З НГР ru08000201200494;

2)реализация государственной политики в сфере привлечения граждан к участию в обеспечении правопорядка;

3)принятие и реализация республиканской целевой программы;

4)установление гарантий социальной защиты, мер материального и иного стимулирования граждан, участвующих в охране общественного порядка;

5)координация участия граждан в обеспечении правопорядка;

6)осуществление контроля за участием граждан в обеспечении правопорядка;

7)решение иных вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению и полномочиям органов государственной власти Республики Калмыкия.

Часть вторая признана утратившим силу Законом Республики Калмыкия от 20.09.2012 N 371-IV-З НГР ru08000201200494.

Статья 4 в редакции Закона Республики Калмыкия от 20.09.2012 N 371-IV-З НГР ru08000201200494.

Статья 4. Формы участия граждан в охране общественного порядка


Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

Статья 5. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка


Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не имеют права выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел или иных правоохранительных органов, осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, а также использовать права, предоставленные им настоящим законом, в корыстных целях.

Статья 6. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка


Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

1)пропаганда правовых знаний;

2)содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

3)содействие органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4)иные не запрещенные законодательством формы участия в охране общественного порядка.

Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме внештатного сотрудничества с правоохранительными органами - добровольного содействия в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате и действующих под руководством их должностных лиц.

Статья 7. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка


Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться путем участия в деятельности добровольных народных дружин, членства или участия в иных общественных объединениях, созданных и действующих в порядке, установленном Федеральным -законом "Об общественных объединениях", уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам.

Статья 8. Добровольные народные дружины


Граждане, состоящие в общественном объединении, основной целью которого является оказание содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка, при наличии соглашения между общественным объединением и органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, осуществляют свою деятельность в форме добровольной народной дружины.

Органы местного самоуправления могут утверждать Типовой устав добровольной народной дружины.

Органы местного самоуправления могут учреждать символику добровольной народной дружины, к которой относятся нагрудный знак народного дружинника и нарукавная повязка, а также устанавливать образцы удостоверений и форменной одежды народных дружинников.

Члены добровольной народной дружины выполняют свои обязанности по охране общественного порядка совместно с сотрудниками правоохранительных органов.

Статья 9. Формы и методы работы добровольных народных дружин по охране общественного порядка


Добровольные народные дружины могут осуществлять свою деятельность путем:

1)совместного с работниками правоохранительных органов патрулирования и выставления постов на улицах и в других общественных местах, проведения рейдов и поисковых мероприятий по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;

2)проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел;

3)разъяснения гражданам законодательства и правил поведения в общественных местах, проведения профилактических бесед с родителями и законными представителями несовершеннолетних, состоящих на учете в. подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;

4)направления информации о лицах, совершивших правонарушение, в соответствующие органы для принятия мер в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

5)выступления в средствах массовой информации по проблемам профилактики правонарушений.

Статья 10. Требования к лицу, привлекаемому к охране общественного порядка


Лицо, являющееся членом добровольной народной дружины, привлекается к охране общественного порядка при наличии гражданства Российской Федерации, достижении 18-летнего возраста, постоянном проживании на территории соответствующего муниципального образования, способности по своим моральным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности по охране общественного порядка.

К участию в охране общественного порядка не привлекаются граждане:

1)имеющие неснятую и непогашенную судимость;

2)состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании (токсикомании) или алкоголизма;

3)признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4)имеющие административное наказание за правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления.

Статья 11 в редакции Закона Республики Калмыкия от 20.09.2012 N 371-IV-З НГР ru08000201200494.

Статья 11. Полномочия лица, привлекаемого к охране общественного порядка


Член добровольной народной дружины, участвуя в охране общественного порядка:

1) соблюдает требования законодательства, проявляет корректность и выдержку при обращении к гражданам, не совершает действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;

2) оказывает в пределах предоставленных ему полномочий представителям органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов в случае их обращения содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений;

3) принимает меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

4) принимает меры по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщению о выявленных правонарушениях в органы внутренних дел;

5) требует от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения совершения правонарушений;

6) оказывает сотрудникам правоохранительных органов содействие в проверке у граждан документов, удостоверяющих личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;

7) оказывает сотрудникам правоохранительных органов содействие в доставлении лиц, совершивших правонарушения, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, в органы внутренних дел, общественные пункты охраны порядка в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия;

8) оказывает содействие в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов, осуществляемом в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

9) входит в зрелищные, увеселительные и другие общественные места в случаях преследования лиц, подозреваемых в совершении правонарушений;

10) не разглашает информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением охраны общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено федеральным законодательством;

11) соблюдает установленную в добровольной народной дружине дисциплину, выполняет распоряжения и указания руководителей народной дружины;

12) постоянно совершенствует свои правовые знания, овладевает навыками оказания доврачебной помощи, изучает формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, повышает уровень своей специальной и физической подготовки.

Принимая участие в охране общественного порядка совместно с сотрудниками правоохранительных органов, народные дружинники выполняют их законные распоряжения.

За неправомерные действия при осуществлении охраны общественного порядка народный дружинник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Народные дружинники выполняют возложенные на них полномочия в свободное от основной работы время на безвозмездной основе.

Статья 12 признана утратившим силу Законом Республики Калмыкия от 20.09.2012 N 371-IV-З НГР ru08000201200494

Статья 13. Общественные пункты охраны порядка


Общественные пункты охраны порядка - организационные центры взаимодействия граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления, органов внутренних дел, созданные в целях объединения усилий и координации работы по обеспечению общественного порядка.

Общественные пункты охраны порядка создаются решением органов местного самоуправления по инициативе общественного объединения, согласованной с органами внутренних дел, с учетом численности населения и анализа криминогенной обстановки на соответствующей территории.

При общественных пунктах охраны порядка могут объединяться граждане, представители общественных объединений, органов внутренних дел и органов местного самоуправления для выполнения задач охраны общественного порядка.

Порядок создания и ликвидации общественных пунктов охраны порядка определяется органами местного самоуправления.

Статья 14. Гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников и внештатных сотрудников

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»