Таблица стратегического (SWOT) анализа для Магаданской области
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Выгодное географическое положение области для экспортных поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в Японию, США, Республику Корея. 2. Значительные запасы биоресурсов и полезных ископаемых, позволяющие создавать новые производственные мощности. 3. Концентрация мощностей, генерирующих электроэнергию в объемах, превышающих существующую потребность области, что является одним из определяющих факторов при размещении дополнительных производственных мощностей. 4. Наличие морского рыбного и торгового портов. 5. Действующий режим Особой экономической зоны. 6. Сформировавшийся научно-образовательный и инновационный потенциал | 1. Неразвитая сеть транспортных коммуникаций. Проблемы в организации товаропотока и транспортного обслуживания производств, в том числе из-за отсутствия железной дороги. 2. Неразвитость и отсутствие некоторых элементов рыночной и производственной инфраструктуры. 3. Дотационность областного и местных бюджетов. 4. Низкая степень освоения отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. 5. Моноструктурность промышленного производства. 6. Высокая степень износа основных фондов организаций. 7. Неблагоприятные почвенно-климатические условия для развития сельскохозяйственного производства. 8. Худшие по сравнению с условиями в центральных районах страны условия ведения хозяйственной деятельности в области (отдаленность территории от масштабных рынков сбыта, высокие энергетические и транспортные затраты) |
Возможности (О) | Угрозы (T) |
1. Создание условий для долгосрочного комплексного освоения недр области (не менее чем на 50 лет). 2. Диверсификация производства. Создание новых добывающих и перерабатывающих производств на базе месторождений меди, молибдена, строительных материалов, бурых углей, нефти и газа. 3. Доведение уровня добычи золота до 60 тонн в год и возврат лидирующих позиций среди золотодобывающих регионов. 4. Увеличение доли рынка рыбной продукции, в том числе глубокой переработки в странах АТР, повышение конкурентоспособности рыбоперерабатывающей отрасли. 5. Выход на межрегиональный рынок электроэнергии, размещение дополнительных производственных мощностей в отсутствие ограничений по снабжению электроэнергией. 6. Возможности развития экспорта транспортных услуг и услуг по переработке и хранению грузов. 7. Повышение инвестиционной привлекательности региона в условиях деятельности Особой экономической зоны. 8. Ликвидация транспортной изолированности региона путем создания транспортно-логистического комплекса, интегрирующего автодорожную, железнодорожную, морскую портовую и аэропортовую сети | 1. Снижение объемов инвестиций, поступающих из-за пределов территории области. Недостаточный объем частных инвестиций. 2. Неэффективность существующего механизма финансового оздоровления организаций. 3. Неразвитость фондового рынка и высокая ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в сравнении со средней рентабельностью основных отраслей экономики области. 4. Сильная конкуренция со стороны более крупных товаропроизводителей Дальнего Востока. 5. Влияние мирового кризиса на снижение конкурентоспособности отраслей экономики региона. 6. Дальнейшее снижение численности населения и трудового потенциала. 7. Недостаточные меры региональной социально-экономической политики в отношении территорий Крайнего Севера. 8. Возможность неподтверждения прогнозируемых объемов запасов полезных ископаемых или их низкие качественные характеристики по результатам геологоразведочных работ |
К наиболее сильным угрозам для обеспечения долгосрочного роста экономики региона относится нехватка трудовых кадров в связи с продолжающимся миграционным оттоком населения. Как уже было сказано выше, меры по ослаблению влияния этой угрозы на социально-экономическое развитие области, в первую очередь, должны предусматриваться на федеральном уровне.
Достаточно серьезными угрозами для региона являются также сильная конкуренция со стороны более крупных товаропроизводителей Дальнего Востока, снижение объемов инвестиций, поступающих из-за пределов территории области и недостаточный объем частных инвестиций.