Недействующий

О стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года (с изменениями на 18 марта 2019 года)

Развитие минерально-сырьевого комплекса


Анализ внутренних и международных тенденций формирования рынка минерального сырья показывает три основных направления развития минерально-сырьевого комплекса Магаданской области:


- дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли, основанной на вовлечении в отработку крупных и средних рудных месторождений золота и серебра, при сохранении уровня россыпной золотодобычи на уровне 10-11 тонн;


- добыча и переработка топливно-энергетических ресурсов (нефти, газа, бурого угля, торфа);


- освоение месторождений цветных металлов (меди, цинка, вольфрама, молибдена, свинца) и черных (железа) металлов, неметаллических полезных ископаемых (цеолитов, вулканического пепла, гипса, габбро-базальтов, минеральных вод).


Реализация указанных направлений значима по нескольким причинам. Во-первых, это позволит в значительной мере сократить дотационность бюджета Магаданской области, во-вторых, внесет заметный вклад в рост валового регионального продукта.


Одним из наиболее перспективных направлений горнодобывающей промышленности области является дальнейшее развитие золотодобычи. В то же время сырьевая база россыпных месторождений золота, которые обеспечивают значительную долю ее добычи и играют важную социальную роль в регионе, вследствие длительной эксплуатации истощена до предела. На эксплуатируемых объектах рентабельные запасы практически полностью выработаны.


Геологоразведочные работы на россыпное золото за счет государственных средств не проводились более десяти лет. И только начиная с 2005 года для восполнения запасов россыпного золота выделяются средства из федерального бюджета в пределах 15-20 млн рублей ежегодно.


Разведка и прирост запасов россыпного золота в настоящее время производятся за счет собственных средств недропользователей, выделяемых средств федерального бюджета недостаточно. Истощение минерально-сырьевой базы продолжается. Это подтверждают следующие данные: с 2005 по 2008 годы добыча россыпного золота составила 43861 кг, в то время как прирост запасов россыпного золота за счет средств недропользователей составил лишь 8027 кг. По оценке специалистов, необходимый объем инвестиций на геологическое изучение должен составлять не менее 3000 млн рублей в год, в том числе из федерального бюджета не менее 700 млн рублей в год.


Только за последние пять лет объемы добычи золота в области упали с 27,1 до 14,6 тонн в год, что не могло не отразиться на положении региона в рейтинге золотодобывающих субъектов Российской Федерации: в 2000-2002 годах область занимала лидирующую позицию, в 2003-2005 годах уступала только Красноярскому краю, в 2006-2007 годах - занимала 3 место, в 2008 году регион опустился на 6 место.


Вопрос об увеличении финансирования геологоразведочных работ на россыпных месторождениях за счет средств федерального бюджета является первоочередным вопросом, на решении которого Правительство Магаданской области должно сосредоточиться в целях обеспечения долгосрочного развития минерально-сырьевого комплекса.


(в ред. Закона Магаданской области от 23.10.2014 N 1810-ОЗ)


Безусловным приоритетом в вопросах его развития является реализация крупномасштабного межрегионального проекта по созданию российского центра золотодобычи мирового уровня на основе Яно-Колымского геолого-экономического района. Он расположен на территории как Магаданской области, так и Республики Саха (Якутия). Важность реализации этого проекта для экономики этих регионов чрезвычайно важна. Для Магаданской области это:


- увеличение уровня годовой добычи золота из рудных месторождений к 2020 году до 80-90 тонн;


- увеличение доходов недропользователей в 4,3 раза;