В отличие от инерционного варианта, базовый сценарий нацелен на обеспечение долгосрочного развития экономики Магаданской области, что обусловлено сочетанием внешних и внутренних факторов, позволяющих обеспечить рост ее экономики. Как и при инерционном сценарии, основой долгосрочного развития экономики является минерально-сырьевой комплекс, но при условии активных действий федерального центра, региональных властей и бизнес-структур по созданию энергетической и транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения долгосрочного комплексного освоения недр территории не менее чем на 50 лет.
Задачи развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры будут решаться с учетом планируемой пространственной организации территории области в разрезе зон опережающего экономического роста (карта 3 раздела 5.2 и таблица 12 раздела 5.4).
Ключевым проектом развития области является строительство Усть-Среднеканской ГЭС. Ввод в действие в 2012 году 1-й очереди Усть-Среднеканской ГЭС наряду со строительством линий внешнего электроснабжения, разведанных месторождений золота и серебра Яно-Колымской золоторудной провинции позволит приступить к их поэтапному освоению. В 2010 году планируется ввести в эксплуатацию месторождение "Павлик", 2013 году - "Наталкинское", 2015 году - "Дегдекан", 2017 году - "Родионовское" и т.д.
Эти значимые по запасам золота месторождения находятся на расстоянии 5-25 км от построенной 67 лет назад автодороги регионального значения Палатка - Кулу - Нексикан протяженностью более 474 км. Начиная с 2008 года ее реконструкция включена в Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". Базовый сценарий предусматривает финансирование этого объекта в полном объеме и в запланированные программой сроки.
Еще одной предпосылкой реализации базового сценария развития является завершение строительства Усть-Среднеканской ГЭС к 2017 году при условии пролонгации срока ее финансирования по Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".
Реализация этого проекта будет способствовать не только становлению энергетической независимости региона и выводу его в ранг энергоэкспортирующих, но и позволит реализовать долгосрочные планы в отношении ранее неосвоенных участков территории с богатыми ресурсами полезных ископаемых, расположенных в Северной зоне опережающего развития - Шаманихо-Столбовского рудно-россыпного района и Ороекской металлогенической зоны. Для этого будут построены:
- высоковольтные линии электропередач от Усть-Среденеканской ГЭС напряженностью 220 кВ, протяженностью 250 км и ВЛ 110 Кв "Ороек - Глухариное" 120 км;
- автомобильная дорога IV категории "Сеймчан - Глухариное", протяженностью 370 км.
В 2013 году начнутся подготовительные работы по строительству Северо-Эвенской ТЭЦ в наиболее труднодоступном районе области - Северо-Эвенском. Непосредственно к строительству ТЭЦ можно будет приступить после ввода в эксплуатацию участка автодороги от Омсукчана до Кубаки в соответствии с запланированной к строительству начиная с 2010 года в рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" федеральной автомобильной дороги "Колыма - Омсукчан - Омолон - Билибино - Комсомольский - Анадырь". Ввод в эксплуатацию Северо-Эвенской ТЭЦ позволит, в первую очередь, обеспечить энергоснабжение планируемого к строительству Южно-Омолонского металлургического комбината, а в перспективе - близлежащих железорудных месторождений полезных ископаемых. В качестве топлива для ТЭЦ будет использоваться уголь, добываемый из вблизи располагающихся месторождений Арылахской и Омолонской перспективных площадей, что значительно снизит затраты на доставку топлива.
Согласно Стратегии развития энергосистемы Магаданской области объем электропотребления в Магаданской энергосистеме до 2020 года увеличится с 2,1 млрд кВт·ч в 2008 году до 3,8 млрд кВт·ч к 2020 году и 5,5 млрд кВт·ч к 2030 году.
В прогнозируемый период будет осуществляться активное развитие транспортной инфраструктуры. Продолжится строительство "Северного транспортного коридора" - автодороги "Якутск - Магадан - Омсукчан - Омолон". Будет завершена реконструкция аэропорта "Магадан" (2015 год), реконструированы морской торговый порт ОАО "Магаданский торговый порт" (2016 год) и аэропорты местного значения: "Эвенск" (2013 год), "Омсукчан" (2017 год), "Сеймчан" (2021 год). Начинается проектирование и строительство железнодорожной линии Якутск - Магадан, соединяющей г. Якутск и г. Магадан, предусмотренной Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Проведение реконструкции и модернизации причалов Магаданского морского торгового порта позволит обеспечить увеличение переработки грузов не менее чем в 2-2,5 раза. Реконструкция и расширение существующей сети автодорог, строительство стратегической железной дороги "Якутск - Магадан" при последующем вводе в эксплуатацию крупных месторождений полезных ископаемых станут факторами увеличения объемов грузоперевозок в 1,5-2,0 раза.
Будут открыты прямые морское и воздушное сообщения, связывающие Магаданскую область со странами-соседями Северо-Восточной Азии: Китаем, Японией, а также северо-западными штатами США. Иностранные товары, проходящие таможенное оформление во Владивостоке, будут отправляться напрямую в порт Магадана, что приведет к увеличению грузопотока и пассажиров на 80%.
Получит развитие торгово-экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество между Правительством Магаданской области и Правительством Саха (Якутия) в рамках заключенного в 2009 году соглашения. При поддержке Правительства Российской Федерации будут приниматься активные меры по формированию и реализации межрегионального проекта "Развитие Яно-Колымской золоторудной провинции".