Устойчивый рост числа лиц без определенного места жительства обусловил необходимость формирования государственной политики в отношении данной категории граждан.
Проблема существования указанной социальной группы затрагивает интересы Российской Федерации и всех ее субъектов.
Бродяжничество как образ жизни для многих бездомных и иных лиц, утративших социально-полезные связи, создает реальную угрозу нравственности, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, правам и законным интересам других граждан.
В Тульской области зарегистрированы более 17 тысяч граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Из них 13,5% (2295 чел.) лица без определенного места жительства.
Пополнение численности лиц без определенного места жительства происходит в первую очередь за счет граждан, утративших социальные связи, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
Ежегодно по отбытии срока наказания освобождаются более 3-х тысяч человек, и около 2-х тысяч человек условно-досрочно. Как правило, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, утратили связь с семьей, родственниками, лишились жилья, не имеют денежных средств на заключение договора найма жилого помещения и нуждаются в материальной помощи. Именно этим объясняется совершение повторных преступлений, 30% из которых приходятся на первый год после освобождения из мест отбывания лишения свободы.
Лица без определенного места жительства, в том числе граждане, утратившие социальные связи, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы (далее БОМЖ), нередко имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвергаются риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. Трудоустройство является одной из основных проблем данной категории населения.
К причинам, не позволяющим лицам БОМЖ самостоятельно решить вопрос с трудовым и бытовым устройством, следует отнести и такую проблему, как отсутствие у многих из них общегражданского паспорта. В 2008 году таких лиц было 148, а в 2009 году их число возросло и составило 153 человека.
Уязвимость лиц БОМЖ создает предпосылки для роста рецидивной преступности. Проблемы данной категории граждан не всегда решаются последовательно, государством не в полной мере обеспечиваются условия для их социализации.
Существующая тенденция к увеличению количества лиц БОМЖ требует, наряду со специальными государственными мерами, комплексного подхода в достижении состояния физического и духовного здоровья, обеспеченности необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, а также в восстановлении гармоничных отношений с социальным окружением.
Формирование государственной политики в отношении лиц БОМЖ диктует необходимость создания правовых основ и гарантий, направленных на удовлетворение потребностей граждан данной категории полноправных участников социального процесса.
Правовые основы работы с указанными гражданами ограничиваются социальным обслуживанием в рамках Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
В целях предоставления временного приюта, оказания материальной помощи, содействия в трудоустройстве, определения в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, в области действуют специализированные учреждения: социальная гостиница в городе Туле и дом ночного пребывания в городе Алексине. В них развернуто 51 койко-место, ежегодно оказывается необходимая помощь более тысяче человек данной категории в виде дезинфекции, предоставления отдельного койко-места, постельного белья и принадлежностей личной гигиены, горячего питания, продуктовых наборов, одежды.
Практика показывает, что создание только специализированных социальных учреждений не решает проблему социальной защиты данной категории граждан.
Поддержание стабильности в обществе, установление баланса интересов различных социальных групп является основой политики Российской Федерации по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь всех граждан.