Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 15 марта 2010 года N 210

     

Об утверждении Концепции (стратегии) по профилактике бродяжничества и ресоциализации лиц без определенного места жительства и занятий, в том числе граждан, утративших социальные связи, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в Тульской области до 2012 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления администрации Тульской области от 26.08.2010 N 800, вступившего в силу со дня опубликования.
____________________________________________________________________



В целях исполнения пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2009 года, на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области

постановляет:

1. Утвердить Концепцию (стратегию) по профилактике бродяжничества и ресоциализации лиц без определенного места жительства и занятий, в том числе граждан, утративших социальные связи, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в Тульской области до 2012 года (приложение).

2. Управлению пресс-службы администрации Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Заместитель
 губернатора
Тульской области
 А.А.Чмуневич


 Приложение
 к постановлению
 администрации
 Тульской области
 от 15 марта 2010 года N 210

     
КОНЦЕПЦИЯ
(стратегия) по профилактике бродяжничества и ресоциализации лиц без определенного места жительства и занятий, в том числе граждан, утративших социальные связи, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в Тульской области до 2012 года

     

I. Ресоциализация лиц без определенного места жительства требование времени


Устойчивый рост числа лиц без определенного места жительства обусловил необходимость формирования государственной политики в отношении данной категории граждан.

Проблема существования указанной социальной группы затрагивает интересы Российской Федерации и всех ее субъектов.

Бродяжничество как образ жизни для многих бездомных и иных лиц, утративших социально-полезные связи, создает реальную угрозу нравственности, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, правам и законным интересам других граждан.

В Тульской области зарегистрированы более 17 тысяч граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Из них 13,5% (2295 чел.) лица без определенного места жительства.

Пополнение численности лиц без определенного места жительства происходит в первую очередь за счет граждан, утративших социальные связи, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.

Ежегодно по отбытии срока наказания освобождаются более 3-х тысяч человек, и около 2-х тысяч человек условно-досрочно. Как правило, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, утратили связь с семьей, родственниками, лишились жилья, не имеют денежных средств на заключение договора найма жилого помещения и нуждаются в материальной помощи. Именно этим объясняется совершение повторных преступлений, 30% из которых приходятся на первый год после освобождения из мест отбывания лишения свободы.

Лица без определенного места жительства, в том числе граждане, утратившие социальные связи, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы (далее БОМЖ), нередко имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвергаются риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. Трудоустройство является одной из основных проблем данной категории населения.

К причинам, не позволяющим лицам БОМЖ самостоятельно решить вопрос с трудовым и бытовым устройством, следует отнести и такую проблему, как отсутствие у многих из них общегражданского паспорта. В 2008 году таких лиц было 148, а в 2009 году их число возросло и составило 153 человека.

Уязвимость лиц БОМЖ создает предпосылки для роста рецидивной преступности. Проблемы данной категории граждан не всегда решаются последовательно, государством не в полной мере обеспечиваются условия для их социализации.

Существующая тенденция к увеличению количества лиц БОМЖ требует, наряду со специальными государственными мерами, комплексного подхода в достижении состояния физического и духовного здоровья, обеспеченности необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, а также в восстановлении гармоничных отношений с социальным окружением.

Формирование государственной политики в отношении лиц БОМЖ диктует необходимость создания правовых основ и гарантий, направленных на удовлетворение потребностей граждан данной категории полноправных участников социального процесса.

Правовые основы работы с указанными гражданами ограничиваются социальным обслуживанием в рамках Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

В целях предоставления временного приюта, оказания материальной помощи, содействия в трудоустройстве, определения в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, в области действуют специализированные учреждения: социальная гостиница в городе Туле и дом ночного пребывания в городе Алексине. В них развернуто 51 койко-место, ежегодно оказывается необходимая помощь более тысяче человек данной категории в виде дезинфекции, предоставления отдельного койко-места, постельного белья и принадлежностей личной гигиены, горячего питания, продуктовых наборов, одежды.

Практика показывает, что создание только специализированных социальных учреждений не решает проблему социальной защиты данной категории граждан.

Поддержание стабильности в обществе, установление баланса интересов различных социальных групп является основой политики Российской Федерации по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь всех граждан.

II. Цели и основные задачи государственной социальной политики в отношении лиц БОМЖ


Цель государственной социальной политики в отношении лиц БОМЖ обеспечение социальных гарантий гражданам данной социальной группы в виде комплексного решения вопросов социальной реабилитации, повышения их социальной защищенности и качества жизни.

Для достижения поставленной цели предусматривается принятие комплекса мер, способствующих получению лицами БОМЖ социальных гарантий по медицинскому обслуживанию, трудоустройству, социальному обеспечению и реализации прав и свобод человека и гражданина.

В целях социальной защиты бездомных предусматривается учет лиц БОМЖ, разработка и принятие необходимых нормативных правовых актов.

Задачи Концепции (стратегии):

совершенствование нормативной правовой базы по профилактике бродяжничества и социальной реабилитации лиц БОМЖ в Тульской области;

осуществление мероприятий по социальной и трудовой реабилитации лиц данной категории с целью восстановления способностей к бытовой, социальной, профессиональной деятельности, а также адаптации в общество;

совершенствование межведомственного взаимодействия по профилактике преступлений и правонарушений;

организация системы профессионального образования лиц БОМЖ, содействие их занятости.

III. Принципы государственной социальной политики в отношении лиц БОМЖ


Государственная социальная политика в отношении лиц БОМЖ базируется на следующих принципах:

Принцип государственной ответственности постоянная деятельность государства по созданию условий надежной социальной защиты и улучшению социального положения.

Принцип равенства всех граждан равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, предоставление равных возможностей самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип преемственности государственной социальной политики обеспечение социальных гарантий поддержки граждан данной социальной группы.

Принцип соединения правового и этического регулирования соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с гражданами данной социальной группы.

Принцип социальной эффективности позитивная направленность мер повышения благосостояния и социального благополучия, поддержания социального статуса, укрепления социальных связей и удовлетворения социально-бытовых запросов.

Принцип единства политики общность взглядов на социальную защиту граждан данной категории, консолидация средств, направляемых на решение их первоочередных проблем.

Принцип социального участия содействие в достижении экономической независимости, повышении собственными силами качества жизни, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве.

Принцип социального партнерства взаимодействие государства, общества и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе лиц БОМЖ, в осуществлении мероприятий, имеющих целью благосостояние и социальное благополучие граждан данной категории, постоянное сотрудничество с семьей, общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, предоставляющими защиту, помощь и услуги.

IV. Основные направления по ресоциализации лиц БОМЖ


Повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни лиц БОМЖ предполагается осуществить по следующим направлениям:

усиление правовой защиты путем разработки нормативных правовых, методических и организационных основ системы социальной реабилитации и адаптации;

совершенствование механизма межведомственного взаимодействия;

оптимизация сети специализированных учреждений;

содействие трудовой занятости, обеспечение гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращение травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, обеспечение равного доступа к программам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

оказание помощи посредством содействия в социальной реабилитации, пенсионном обеспечении, установлении инвалидности, помещении в дома-интернаты;

организация эффективной психологической помощи;

обеспечение доступности информации о предпринимаемых мерах по улучшению правового и социального положения, о деятельности учреждений социальной сферы в части предоставления социальных услуг;

обеспечение подготовки лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, к адаптации по избранному месту жительства, путем оказания лицам, готовящимся к освобождению, профориентационных услуг, оформления паспортов заключенным до их освобождения;

обеспечение доступности всех форм медицинской помощи, в том числе стационарной, амбулаторной и скорой медицинской;

организация обязательного медицинского страхования;

организация выдачи документов, удостоверяющих личность.

V. Ожидаемые результаты реализации Концепции (стратегии)


Реализация мероприятий Концепции (стратегии) позволит:

создать эффективную систему комплексной реабилитации лиц БОМЖ путем межведомственного взаимодействия;

внедрить инновационные технологии и методики в деятельность учреждений системы социальной реабилитации граждан данной категории;

проводить превентивные меры по сокращению числа лиц БОМЖ;

повысить социальный статус и качество жизни лиц БОМЖ и в итоге создать условия для реализации их конституционных прав и свобод.


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный интернет-портал

исполнительной власти Тульской области

http://www.admportal.tula.ru/

по состоянию на 09.04.2010

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»