Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2010 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом


Политические и экономические преобразования последних 10 лет оказали существенное влияние на развитие системы дошкольного образования, позволили обеспечить многообразие образовательных учреждений и форм предоставления дошкольных образовательных услуг, вариативность реализуемых образовательных программ и педагогических технологий, развитие регионального компонента содержания дошкольного образования.

Однако неравномерность развития сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, острота социально-экономических проблем в условиях недостатка всех видов ресурсов существенно снизили темпы позитивных изменений и отразились на общедоступности качественного дошкольного образования для всех слоев населения.

Необходимость централизации в определении приоритетов для решения основных проблем дошкольного образования на ближайший период обусловлена современной демографической политикой государства в части вопросов, касающихся рождаемости и оказания поддержки семьям, имеющим детей.

В Тульской области (далее - область) функционируют 543 дошкольных образовательных учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - ДОУ), которые посещают 43974 ребенка.

Охват детей дошкольным образованием составляет 60,5 процента от общего количества детей соответствующего возраста, проживающих на территории области.

Для области актуальной является проблема отсутствия достаточного количества мест для обеспечения устройства детей в дошкольные образовательные учреждения.

В период с 1995 года количество ДОУ сократилось на 292 единицы. Это в значительной мере связано с уменьшающейся среднегодовой численностью детей в возрасте от 1 до 6 лет (1995 г. - 105,7 тыс., 2000 г. - 76, 4 тыс., 2005 - 70,8 тыс. детей) и с тем, что не все ДОУ ведомственных хозяйствующих субъектов передавались в муниципальную собственность, а приватизировались в процессе акционирования предприятий и, соответственно, перепрофилировались.

В настоящее время перегружено сверх санитарных нормативов 156 ДОУ, или 28,9 процента учреждений от общего числа ДОУ.

В ряде сельских населенных пунктов сегодня не имеется учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Не в полной мере удовлетворяются потребности семьи в коррекционных, оздоровительных и иных услугах дошкольных учреждений.

Анализ ситуации с обеспечением населения услугами ДОУ показал, что с учетом существующей перспективной потребности необходимо создать более двух тысяч мест в ДОУ.

Для решения проблемы дефицита мест в ДОУ, помимо уже принимающихся мер, необходимо акцентировать внимание органов местного самоуправления на строительстве новых ДОУ и возвращении в систему дошкольного образования зданий ДОУ, использующихся не по целевому назначению. Учитывая, что речь идет о значительных капитальных вложениях, необходимо объединение в Программе областных и муниципальных источников финансирования.

Наряду со строительством новых зданий необходимы ремонт и реконструкция существующих зданий учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Особого внимания заслуживает потребность населения в группах компенсирующего вида для детей-инвалидов и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, которая удовлетворяется не в полной мере. Есть необходимость открытия групп для часто и длительно болеющих детей, групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, для детей с туберкулезной интоксикацией и задержкой психического развития. Открытие таких групп должно сопровождаться кадровым обеспечением их деятельности и оснащением соответствующим оборудованием.

Одним из возможных вариантов организации дошкольного образования является открытие дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений. Открытие подобных групп максимально отвечает экономическим интересам местных бюджетов небольших населенных пунктов, позволяет решать проблемы преемственности дошкольного и общего образования, сокращает расходы на содержание зданий.

Должно способствовать решению проблемы доступности дошкольного образования и открытие групп кратковременного пребывания детей, которые позволяют удовлетворить потребность родителей в оказании воспитательно-образовательных услуг.

Дефицит финансирования системы дошкольного образования обусловил снижение качества оснащения образовательного и социально-бытового процессов в ДОУ. Темпы обновления содержания образования и его методов не всегда отвечают запросам сегодняшнего дня.

Таким образом, обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования требует целого ряда изменений в системе дошкольного образования области: увеличения мощности сети действующих ДОУ в населенных пунктах с высокой плотностью населения, развития видового разнообразия образовательных, коррекционных, оздоровительных услуг, общего повышения качества образования и условий содержания дошкольников.

Острота социально-экономических проблем в условиях недостатка всех видов ресурсов требует централизации в определении приоритетов в реализации демографической политики государства и решения основных проблем дошкольного образования программно-целевым методом посредством объединения усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления.