Важным условием ускоренного социально-экономического развития является эффективное управление государственной собственностью, которое предусматривает несколько направлений:
- управление государственными унитарными предприятиями, учреждениями и акциями (долями);
- управление недвижимостью (недвижимым имуществом);
- управление земельными отношениями.
Управление унитарными предприятиями, учреждениями и акциями (долями)
В соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 N 1024, до 2010 года должны быть приватизированы, перепрофилированы или ликвидированы областные государственные организации, цели деятельности которых не соответствуют полномочиям субъекта Российской Федерации, а также приватизированы находящиеся в государственной собственности области акции в капиталах хозяйственных обществ, не имеющих стратегического значения для области.
Таким образом, к 2010 году будет подвергнуто значительному сокращению количество областных унитарных предприятий и акций в капиталах хозяйственных обществ, находящихся в собственности области.
В связи с начатой в настоящее время оптимизацией структуры учреждений будет высвобождено недвижимое имущество, подлежащее перераспределению или отчуждению.
Продолжится работа по передаче в собственность поселений жилого фонда, используемого гражданами на основании договоров социального найма.
Управление недвижимостью (недвижимым имуществом)
В ходе реализации Программы существующую систему управления недвижимостью планируется развивать в следующих направлениях:
1. Обеспечение регистрации права собственности области на недвижимость, включая земельные участки.
2. Обеспечение максимально возможного повышения доходности недвижимости за счет:
- применения механизмов рыночной оценки при использовании недвижимости;
- приоритета возмездного вида использования недвижимости;
- сокращения льгот при использовании недвижимости;
- использования высокодоходной недвижимости в коммерческих целях;
- предоставления в аренду высокодоходной недвижимости на конкурсных условиях.
3. Обеспечение эффективного выполнения администрацией области своих социальных функций за счет обеспечения унитарных предприятий и учреждений области необходимым и достаточным имуществом, исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано предприятие или учреждение:
- проведение анализа эффективности использования организациями закрепленного имущества;
- выявление излишнего, неиспользуемого, используемого не по назначению имущества;
- изъятие в установленном порядке и перераспределение неэффективно используемого имущества.
4. Создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе объектов незавершенного строительства.
5. Обеспечение контроля за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
6. Обеспечение прозрачности действий по предоставлению в пользование недвижимости.
Управление земельными отношениями
Для обеспечения эффективного функционирования и развития государственной и муниципальной собственности стратегически важным направлением является разграничение государственной собственности на землю. В результате разграничения государственной собственности появится прочная основа для создания эффективной системы управления земельными ресурсами и развития полноценного рынка земли и недвижимости.
Реализация одной из ключевых целей государственной политики в сфере земли и недвижимости - передача земельных участков собственникам расположенных на них приватизированных предприятий логически завершит приватизационный процесс. Приватизация земли позволит не только пополнить бюджет области и муниципальных образований, но и значительно активизировать процесс формирования единых объектов недвижимости. Это позволит обеспечить условия для повышения инвестиционной привлекательности области, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью.