Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА

5.10. Зонирование социально-экономического пространства Тульской области


Необходимость разработки данного раздела вызвана задачей выбора и обоснования среднесрочных и стратегических целей развития области, путей и способов их достижения, определения этапов работы и соответствующих им промежуточных целей и задач.

Пространственное моделирование процессов социально-экономического развития широко применяется в отечественной и зарубежной практике среднесрочного и стратегического планирования. В "Концепции социально-экономического развития Центрального федерального округа (на период до 2020 года)" (разд. 3.1), в частности, указывается: "Характерной особенностью округа является гипертрофированная роль Московской агломерации в хозяйстве, особенно в финансовой сфере, и депрессивное состояние большинства областей. Одна из ключевых проблем - определение точек (или осей) экономического роста, способных использовать потенциал областей и уравновесить социально-экономические процессы". Подобный подход осуществим и на областном уровне.

Выполненный анализ социально-экономического пространства области позволил выявить и сформулировать основные системные проблемы в "пространственном разрезе", на решении которых необходимо сосредоточить усилия власти и общества области, а также оценить ресурсные возможности достижения заявляемых целей.

Разработка ориентиров развития области должна учитывать неравномерность развития составляющих ее территорий (муниципальных образований, групп муниципальных образований, объединенных общими признаками). Учет этой неравномерности может быть обеспечен путем зонирования социально-экономического пространства области по ряду типичных признаков.

В целях разработки данной Программы к типичным признакам, наряду с факторами исторического и природно-географического характера, отнесены:

- плотность размещения производительных сил;

- плотность размещения видов экономической деятельности;

- плотность населения, распределение трудовых ресурсов;

- плотность транспортных магистралей;

- плотность размещения систем энергообеспечения.

Такой подход позволил в концептуальном плане определить границы и ареалы однотипных территорий, обозначить для них ключевые виды экономической деятельности, определить точки экономического роста и социального развития, а также обозначить приемлемые темпы роста и уровни сохранения различий. Таким образом, предпринята попытка создать условия для обеспечения эффективного взаимодействия территорий в целях достижения качественных результатов в социально-экономическом развитии области в целом.

Каждому социально-экономическому пространству, выделенному при зонировании, свойственна своя производственная специализация и соответствующие ей точки роста (рис. 5.10.1).

Рис. 5.10.1. Зонирование социально-экономического пространства Тульской области

Важно подчеркнуть, что стратегический смысл проводимого зонирования не предусматривает, во-первых, пересмотра вопросов административного деления территории области и, во-вторых, не сводится к искусственному выравниванию доли каждой из зон в валовом региональном продукте. Речь идет о сокращении различий в предоставляемом каждым из секторов уровне и качестве жизни населения на основе максимального использования конкурентных преимуществ каждого из секторов.

Выделяемые пространства имеют свои приоритеты развития и, с другой стороны, нежелательные и недопустимые направления роста, что должно учитываться на уровне области, а также на уровне муниципальных районов и муниципальных образований для осуществления необходимых согласований при формировании программ социально-экономического развития и выработке инвестиционной политики соответствующих уровней. В частности, размещение крупных производств, а также их расширение должно учитывать интересы развития ресурсов отдыха и туризма на прилегающих территориях. В то же время традиционные места отдыха и лечения (водоемы, источники лечебных вод и грязей и т.п.) могут наращивать экономический потенциал как за счет развития рекреационной сферы, так и за счет размещения компактных высокотехнологичных чистых производств, научных и бизнес-центров.

Реализация Программы в числе основных механизмов предусматривает создание коллегиальных консультативно-согласительных органов по оптимизации перспективного планирования выделяемых социально-экономических пространств области (рис. 5.10.2 - 5.10.6; таблицы 5.10.1 - 5.10.5).