Недействующий

Об утверждении Программы "Развитие государственной гражданской службы Алтайского края (2009 - 2013 годы)"

2. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом


Формирование системы государственной гражданской службы Алтайского края происходило в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и принятыми в целях их реализации правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Законами Алтайского края от 28.10.2005 N 78-ЗС "О государственной гражданской службе Алтайского края", от 01.12.2005 N 106-ЗС "О Реестре должностей государственной гражданской службы Алтайского края" и принятыми в их развитие иными правовыми актами Алтайского края урегулированы вопросы организации и прохождения государственной гражданской службы, отнесенные к ведению Алтайского края как субъекта Российской Федерации. При этом сформированная правовая основа государственной гражданской службы Алтайского края динамично развивается. С учетом складывающейся практики реализации законодательства Алтайского края в указанной области, существующих проблем в правоприменении, а также с учетом изменений в федеральном законодательстве происходит совершенствование и обновление системы государственной гражданской службы Алтайского края. В качестве примера можно привести принятие в рамках реализации Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", закона Алтайского края от 03.07.2009 N 48-ЗС "О внесении изменения в статью 20 закона Алтайского края "О государственной гражданской службе Алтайского края" и постановления Администрации края от 24.09.2009 N 408 "О представлении гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Алтайского края, и государственным гражданским служащим Алтайского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера". Данными актами установлен новый порядок представления соответствующими лицами указанных сведений, а также аналогичных сведений в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В дальнейшем предстоит работа как по совершенствованию сформированной правовой основы государственной гражданской службы Алтайского края, так и по регламентации не урегулированных на данном этапе отдельных отношений, связанных с ее прохождением.

В настоящее время профессиональную служебную деятельность в государственных органах Алтайского края осуществляют более 2600 человек, из них: мужчины - 32%, женщины - 68%; лица в возрасте до 30 лет - 19,7%, в возрасте до 40 лет - 26%, в возрасте до 50 лет - 24,5%, в возрасте до 60 лет - 26,8%, в возрасте старше 60 лет - 2,5%. Высшее профессиональное образование имеют 90,7% государственных гражданских служащих Алтайского края, 2,9% государственных гражданских служащих Алтайского края имеют ученые степени кандидатов и докторов наук.

Современные условия развития общества и государства предъявляют особые требования к государственным гражданским служащим, и прежде всего к их профессионализму и компетентности. Вместе с тем само по себе законодательное закрепление последних в качестве принципов государственной гражданской службы не означает соответствующих изменений в кадровом составе государственных гражданских служащих. С учетом изложенного за прошедший период (2005 - 2009 годы) была проведена определенная работа по внедрению в системе органов государственной власти Алтайского края, иных государственных органов Алтайского края новых подходов к организации и прохождению государственной гражданской службы, призванных способствовать формированию высокопрофессионального кадрового состава государственных гражданских служащих Алтайского края. В данном случае речь идет о процедурах аттестации и квалификационного экзамена, которые имеют качественно новые организационно-правовые основы, внедрении должностных регламентов, получении гражданскими служащими дополнительного образования, конкурсном механизме замещения вакантных должностей государственной гражданской службы, конкурсном формировании кадрового резерва и его реальном использовании, внедрении системы денежного содержания и материального стимулирования государственных гражданских служащих, ориентированной на результат, и многом другом.

В частности, особое значение в указанный период придавалось практике конкурсного замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Алтайского края и конкурсного формирования кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы Алтайского края. Конкурсные комиссии созданы во всех государственных органах Алтайского края (с обязательным включением в их состав независимых экспертов), утверждена методика проведения конкурса. По итогам конкурсов на вакантные должности в органах государственной власти Алтайского края, иных государственных органах Алтайского края были назначены: в 2008 году - 121 человек и за истекший период 2009 года - 90 человек.

В 2007 - 2008 годах была проведена работа по формированию кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы Алтайского края высшей, главной, ведущей и старшей групп и соответствующих категорий, за исключением категории "помощники (советники)". При формировании кадрового резерва использовались предусмотренные законодательством источники его пополнения, то есть в резерв включались как гражданские служащие (граждане), успешно прошедшие конкурсные процедуры, так и гражданские служащие, рекомендованные аттестационными комиссиями к включению в кадровый резерв в порядке должностного роста. К настоящему времени в кадровом резерве для замещения должностей государственной гражданской службы Алтайского края состоят более 900 человек. Говоря о степени реального использования сформированного кадрового резерва при замещении вакантных должностей гражданской службы, следует отметить, что в 2008 году из кадрового резерва на эти должности были назначены 111 человек и за истекший период 2009 года - 81 человек.

Несмотря на увеличение числа государственных гражданских служащих Алтайского края, назначенных на должности по результатам конкурса либо из кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе, доля должностей, замещенных в порядке обычного назначения, по-прежнему велика. Данная практика должна быть прекращена. При этом необходимо учитывать, что конкурсный способ подбора кадров выступает фактически как единственный механизм, позволяющий обычным гражданам реализовать конституционное право на равный доступ к государственной службе. Такая оценка может считаться справедливой при условии, что сама конкурсная процедура при замещении той или иной должности гражданской службы носит реальный, а не номинальный характер. Как следствие, неукоснительно должно соблюдаться требование действующего законодательства об участии в заседаниях конкурсных комиссий независимых экспертов, причем в количестве не менее одной четверти от общего числа членов таких комиссий. Также нуждаются в дальнейшем совершенствовании организационные и методические основы проведения конкурсных процедур.

Особое значение придается работе, направленной на обучение государственных гражданских служащих Алтайского края по образовательным программам дополнительного профессионального образования. По-прежнему продолжает оставаться актуальной проблема несоответствия профессионального образования определенной части государственных гражданских служащих Алтайского края направлениям деятельности по замещаемым должностям. С учетом данного обстоятельства, а также необходимости получения абсолютным большинством государственных гражданских служащих Алтайского края образования по специальностям экономического и управленческого профиля либо юридического образования профессиональная переподготовка осуществляется по трем основным специальностям - "Государственное и муниципальное управление", "Юриспруденция", "Финансы и кредит". В 2008 году профессиональную переподготовку прошли 73 человека, по итогам первого полугодия 2009 года - 31 человек.

Повышение квалификации является наиболее распространенной формой дополнительного образования государственных гражданских служащих Алтайского края. В 2008 году повысили квалификацию 115 человек, за прошедший период 2009 года - 107 человек.

Размещение государственного заказа на обучение государственных гражданских служащих Алтайского края по образовательным программам происходит на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Вместе с тем деятельность по организации и проведению обучения государственных гражданских служащих Алтайского края по образовательным программам нуждается в дальнейшем совершенствовании. Разработанные во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2006 N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" индивидуальные планы профессионального развития государственных гражданских служащих Алтайского края должны быть последовательно реализованы. Направления повышения квалификации подлежат тщательной проработке с учетом актуальных задач социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также основных мероприятий реализации административной реформы. Учебные программы и учебные планы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих Алтайского края должны содержать в качестве своего обязательного компонента спецкурсы и темы по проблемам противодействия коррупции (во взаимосвязи с актуальными вопросами соблюдения прав и свобод человека и гражданина). Особого внимания требует и качество преподавания (речь идет о системности обучения, связи образовательного процесса с практикой, высокой квалификации преподавательского состава и т.д.).

Однако, несмотря на достигнутые в процессе реализации различных мероприятий реформы государственной гражданской службы Алтайского края результаты, отдельные идеи данной реформы остаются до конца не реализованными. Сохраняют актуальность проблемы внедрения эффективных методов кадровой работы, механизмов предупреждения коррупции на государственной гражданской службе Алтайского края, выявления и разрешения конфликта интересов, соблюдения требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Алтайского края, а также запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой Алтайского края.

Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов Алтайского края не в полной мере отражены в должностных регламентах государственных гражданских служащих Алтайского края. При этом решение вопросов оплаты труда государственных гражданских служащих Алтайского края преимущественно также не связано с достигнутыми ими в профессиональной служебной деятельности показателями. Далеко не всегда эти показатели, то есть качество работы государственных гражданских служащих Алтайского края, учитывается при оценке профессиональной служебной деятельности (в том числе в рамках процедур аттестации и квалификационного экзамена), принятии решений о назначении на вышестоящие должности, в том числе на должности категории "руководители". Как следствие, снижается мотивация государственных гражданских служащих к исполнению должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне.

Комплексное решение изложенных и связанных с ними проблем будет способствовать дальнейшему развитию государственной гражданской службы Алтайского края, формированию корпуса высококвалифицированных государственных гражданских служащих Алтайского края.