Недействующий

О внесении изменения в Закон Тульской области "Об областной целевой программе "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории Тульской области на 2007-2010 годы" (утратил силу с 01.03.2009)

     

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом


Программа разработана на основании Федерального закона от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Закона Тульской области от 14.12.2005 N 659-ЗТО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства".

В сельскохозяйственном производстве малые формы хозяйствования представлены гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ), индивидуальными предпринимателями, занятыми сельскохозяйственным производством, малыми сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее - К(Ф)Х) и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, которые являются неотъемлемой частью экономики Тульской области (далее - область).

Аграрный сектор области насчитывает 234 тысячи ЛПХ, 3249 К(Ф)Х и 323,4 тысячи семей, занятых коллективным и индивидуальным садоводством и огородничеством.

В пользовании ЛПХ имеются 76,8 тыс. га земель, К(Ф)Х - 105,2 тыс. га, коллективных и индивидуальных садоводов и огородников - 28,9 тыс. га.

Ежегодно увеличиваются объемы произведенной продукции, выполненных работ, приходящиеся на малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве области.

Удельный вес продукции, произведенной ЛПХ и К(Ф)Х, в общем объеме продукции области составляет 58,8 процента, удельный вес продукции животноводства в общем объеме производства продукции животноводства -37,7 процента, удельный вес продукции растениеводства в общем объеме производства продукции растениеводства - 74,3 процента.

В сельскохозяйственном производстве области на долю малых форм хозяйствования в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции приходится 94,2 процента картофеля, 94,7 процента овощей, здесь содержится 32,6 процента коров, 30,6 процента свиней и производится 42,1 процента молока, 39,7 процента мяса.

Малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве оказывают существенное влияние на повышение занятости и доходов сельского населения, сглаживание социальной напряженности на селе, особенно в тех населенных пунктах, где разрушено крупное сельскохозяйственное производство и возможности трудоустройства граждан ограничены.

В настоящее время производственный и социальный потенциал ЛПХ, К(Ф)Х, других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно.

Малые формы хозяйствования испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем:

- не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуального сельскохозяйственного производства, отсутствует эффективная защита прав граждан на земельные участки;

- острый дефицит финансово-кредитных ресурсов, несмотря на положительную динамику сельской кредитной кооперации;

- не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания ЛПХ, К(Ф)Х, других малых форм хозяйствования;

- существенные трудности в получении информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера.

Сложившееся положение диктует необходимость определения в качестве наиболее перспективного направления развития малых форм хозяйствования - создание в области эффективной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации с использованием банковского капитала и других источников финансирования.

Основными причинами, сдерживающими развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, являются:

- низкий уровень доходов малых форм хозяйствования;

- недостаточное ресурсное, в первую очередь финансовое обеспечение, недостаточное развитие интегрированных систем оказания финансовых услуг;

- низкий уровень правовой культуры на селе, практическое отсутствие информированности населения о действующем законодательстве;

- высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты;

- практически полное отсутствие на территории области ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования.

Программа предусматривает развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что будет способствовать облегчению доступа субъектов малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве к рынкам сбыта готовой продукции, снабжению материально-техническими ресурсами, привлечению заемных средств.

По состоянию на 1 января 2007 года на территории области зарегистрированы 25 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них: 2 - снабженческо-сбытовых, 5 - перерабатывающих, 6 - кредитных.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы оказывают услуги по снабжению сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе ЛПХ, материально-техническими ресурсами (минеральными удобрениями, семенами, горюче-смазочными материалами, запасными частями, средствами защиты растений), осуществляют закупку сельскохозяйственной продукции, предоставляют займы.

В 2006 году малыми формами хозяйствования получено кредитов свыше 500,0 млн.рублей, в том числе около 40,0 млн.рублей получено 6 потребительскими кооперативами.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы получили кредиты в сумме 124,8 млн.рублей, в том числе по земельно-ипотечному кредитованию - 12,5 млн.рублей (1 кооператив).

Решение перечисленных выше проблем программно-целевым методом, планирование и реализация программных мероприятий в рамках Программы обусловлены необходимостью координации мероприятий нормативно-методического, организационного, образовательного и технологического характера.