Недействующий

ЗАКОН

     
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

     
от 18 июля 2008 года N 1068-ЗТО

     

О внесении изменения в Закон Тульской области "Об областной целевой программе "О мерах по развитию и пропаганде донорства крови и ее компонентов в Тульской области на 2007-2010 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 марта 2009 года на основании
Закона Тульской области от 28 февраля 2009 года N 1247-ЗТО
____________________________________________________________________

     

Принят
 Тульской областной Думой
 8 июля 2008 года
 постановление N 65/3168

     
Статья 1


Внести в приложение к Закону Тульской области от 29 декабря 2006 года N 786-ЗТО "Об Областной целевой программе "О мерах по развитию и пропаганде донорства крови и ее компонентов в Тульской области на 2007-2010 годы" (Тульские известия, 2007, 18 января, 8 ноября, 13 декабря) изменение, изложив его в редакции приложения к настоящему Закону.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель
 Тульской областной Думы
 О.В.Татаринов

Губернатор
 Тульской области
 В.Д.Дудка

     
Приложение
к Закону Тульской области
"О внесении изменения в Закон Тульской
области "Об Областной целевой программе
"О мерах по развитию и пропаганде
донорства крови и ее компонентов в Тульской
области на 2007-2010 годы"


"Приложение
к Закону Тульской области
"Об Областной целевой программе "О мерах
по развитию и пропаганде донорства крови и
ее компонентов в Тульской области
на 2007-2010 годы"

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"О мерах по развитию и пропаганде донорства крови и ее компонентов в Тульской области на 2007-2010 годы"

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы


Наименование областной целевой программы

Областная целевая программа "О мерах по развитию и пропаганде донорства крови и ее компонентов в Тульской области на 2007-2010 годы" (далее - Программа)

Срок реализации областной целевой программы

2007-2010 годы

Государственный заказчик

Департамент здравоохранения Тульской области

Разработчики областной целевой программы

Департамент здравоохранения Тульской области

Исполнители областной целевой программы

Департамент здравоохранения Тульской области,

ГУЗ "Тульская областная станция переливания крови N 1",

ГУЗ "Тульская областная станция переливания крови N 2",

ГУЗ "Тульская областная станция переливания крови N 3",

ГУЗ ТО "Тульская областная больница"

Цели и задачи областной целевой программы

Цель Программы - развитие и поддержка донорства крови и ее компонентов в Тульской области.

Задачи Программы:

- дополнительная социальная поддержка доноров;

- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Тульской области, занимающихся заготовкой донорской крови, для обеспечения современного уровня заготовки, переработки, хранения и апробации донорской крови посредством внедрения новейших медицинских технологий с использованием специализированного высокоэффективного оборудования

Важнейшие целевые показатели

Целевые показатели Программы:

- количество доноров, получивших дополнительную денежную компенсацию на питание (человек);

- доля первичных доноров от общего числа потенциальных доноров Тульской области (процентов);

- доля государственных учреждений службы крови, оснащенных компьютерной техникой (процентов);

- доля государственных учреждений службы крови, получивших специализированное медицинское оборудование (процентов)

Срок и этапы реализации областной целевой программы

Программа реализуется в один этап - 2007-2010 годы

Перечень подпрограмм (мероприятий)

- Научно-методическое и программное обеспечение учреждений службы крови;

- развитие и пропаганда донорства крови;

- меры дополнительной социальной поддержки доноров;

- модернизация и обновление материально-технической базы учреждений службы крови Тульской области

Объемы и источники финансирования областной целевой программы, в том числе по годам

Программа финансируется из средств бюджета Тульской области.

Общий объем финансирования Программы составляет 22902,0 тыс.рублей,

в том числе по годам:

2007 - 4697,0 тыс.рублей;

2008 - 5500,0 тыс.рублей;

2009 - 6050,0 тыс.рублей;

2010 - 6655,0 тыс.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации областной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности

Увеличение доли первичных доноров до 1,45% (от числа потенциальных доноров области).

Доведение суммарного объема заготовки по консервированной крови до 15000 л в год.

Создание компьютерно-информационной сети между государственными учреждениями Тульской области, занимающимися заготовкой, переработкой, хранением и обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов

     

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом


Необходимость принятия и реализации настоящего Закона Тульской области вызвана тем, что, несмотря на принимаемые меры, показатели участия населения в донорстве в Тульской области (далее - область) остаются неудовлетворительными.

В области имеется постоянная потребность лечебных учреждений в компонентах и препаратах крови.

Для обеспечения и удовлетворения потребностей лечебных учреждений в компонентах крови предназначены учреждения, занимающиеся заготовкой донорской крови. Современной медицине необходима развитая трансфузиологическая служба, способная удовлетворить клинические потребности в компонентах и препаратах крови. В то же время возникающие и существующие проблемы профилактики синдрома приобретенного иммунодефицита человека (СПИД) и вирусного гепатита различной этиологии требуют оперативных и адекватных решений, которые невозможны без четкой организации службы крови области, ее технической оснащенности.

Служба крови Тульской области представлена сетью учреждений, осуществляющих заготовку, переработку и хранение донорской крови. Область в Центральном федеральном округе остается на последнем месте по числу кроводач, объему заготовки крови на одного жителя, обеспеченности лечебных учреждений компонентами и препаратами крови.

Несмотря на то, что потребности лечебных учреждений области в компонентах и препаратах крови постоянно увеличиваются, объем заготовки донорской крови ежегодно снижается на 5 процентов и в настоящее время составляет 46 процентов от необходимого минимального объема потребности крови и 50 процентов по отношению к 1994 году.

Трансфузионная активность (использование компонентов и препаратов крови в лечебных программах) даже в крупных лечебных учреждениях не превышает 10 процентов при нормативе 30 процентов. Дефицит компонентов крови существенно влияет на качество лечения, а также на длительность пребывания больного на лечении, исход заболевания и дальнейший прогноз жизни. Недостаток в компонентах крови особенно ощущается в центральных районных больницах области, что приводит к неполноценному оказанию медицинской помощи.

Для своевременного оказания трансфузиологической помощи требуется увеличить объемы производства и производственные мощности.

Одной из главных проблем, которая приводит к снижению обеспеченности лечебных учреждений области компонентами и препаратами крови, остается снижение пригодности населения к донорству крови и уменьшение количества активных доноров.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 5 процентов населения должны участвовать в донорстве, чтобы полностью обеспечить потребности региона в продуктах крови.

Показатель донорства в области в 2004 году составил 0,8 процента от общей численности населения области, что почти в 7 раз ниже европейского показателя (5-6 процентов). Количество доноров в 2004 году снизилось по сравнению с 1994 годом на 56 процентов.

В связи с этим резко возрастает актуальность проблемы донорства, так как доноры остаются единственным источником получения крови для приготовления компонентов и препаратов крови, используемых при лечении тяжелых заболеваний.

В связи с отсутствием в течение длительного времени реальных побудительных мотивов и стимулов к донорству крови и ее компонентов активность участия населения в безвозмездном донорстве крови, плазмы, клеток крови, особенно в специальных иммунных видах донорства, в ближайшие годы будет снижаться.

Необходимо создание новой действенной и активной системы целенаправленной агитации и пропаганды донорства, формирование реальных побудительных мотивов и стимулов и информирование населения по вопросам донорства. Информация должна быть понятной для различных возрастных и социальных групп населения, способствовать формированию добровольных побудительных мотивов к донорству с раннего возраста, способствовать росту престижности донорства как одного из критериев здоровья населения.

Прогнозируется, что установление дополнительных льгот донорам, сдавшим свою кровь и ее компоненты добровольно и безвозмездно, будет способствовать увеличению числа таких лиц.

В условиях действия рыночных отношений для развития донорства становится необходимым не только постоянная, систематическая работа, включающая пропаганду и агитацию, но и принятие правовых актов, исполнение имеющихся, а также создание других форм стимулирования и комплектования донорских кадров.

Кроме того, безопасное донорство требует единого учета и идентификации, введения компьютеризированной информационной системы, гарантирующей полную информацию о вирусоносительстве и исключающей необходимость финансовых затрат и времени на повторные контрольные исследования крови доноров.

Применение комплекса мер, определенных в Программе, позволит укрепить авторитет донора, обеспечить его защищенность от возможных неблагоприятных правовых, социальных и медицинских последствий, связанных с выполнением донорских функций, и переориентировать региональную политику в отношении донорства.

Помимо реализации указанных мероприятий, требуется также максимально эффективно использовать каждую дачу компонента крови донором, переходить к методикам цитафереза (извлечения из крови донора необходимых клеток - эритроцитов, тромбоцитов и др.), а также криоконсервирования клеток крови. Внедрение данных технологий поможет уменьшить дефицит донорских кадров в 1,5 и более раз.

Осуществление мероприятий, направленных на модернизацию материально-технической базы учреждений службы крови, позволит более рационально использовать заготовленную донорскую кровь, привести производство компонентов и препаратов крови в соответствие с международными нормами.

Укомплектованность оборудованием учреждений службы крови области составляет 10 процентов от имеющейся потребности, при этом 87 - 90 процентов оборудования является изношенным и морально устаревшим, что не позволяет производить необходимые и высокоэффективные продукты крови для лечебной сети.

Оснащение учреждений службы крови современным технологическим оборудованием необходимо для обеспечения плана производства донорской крови, повышения качества и безопасности для реципиентов заготавливаемой донорской крови, ее компонентов и препаратов, рационального использования "сырьевых" ресурсов с учетом современных технологий производства.

Широкое распространение среди населения области ВИЧ- носительства, парентеральных гепатитов, СПИД-ассоциированных инфекций (цитомегаловирус, герпес и др.) создало реальную угрозу распространения и передачи инфекций при переливании донорской крови, способных привести к самым тяжелым последствиям. Поэтому необходимо применение целого ряда организационных и технологических мероприятий по обеспечению гарантированной инфекционной безопасности при заготовке донорской крови и ее препаратов.

В первую очередь требуется организация областного банка крови для карантинизации (хранения в течение 6 месяцев с повторным лабораторным исследованием) плазмы и хранения криоконсервированных клеток крови на базе областной станции переливания крови. Применение методики криоконсервирования клеток крови существенно уменьшит опасность передачи вирусной инфекции, создаст условия для формирования банка аутокрови (собственных компонентов крови больных, идущих на плановое оперативное лечение и т.п.) и запаса компонентов крови для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций.

Внедрение технологий заготовки высокоочищенных компонентов крови с использованием современного оборудования и вспомогательного материала, переход от заготовки эритроцитной массы к производству эритроцитной взвеси со сниженным содержанием лейкоцитов, развитие в практике работы лечебных учреждений дискретного и(или) аппаратного аутодонорства компонентов крови приведут к снижению риска передачи гемотрансмиссивных инфекций.

В области сегодня сложилась сложная ситуация, ставящая под угрозу эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории области, обеспечение лечебных учреждений безопасными компонентами и препаратами крови.

Принятие Программы позволит провести целый комплекс организационных, технологических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, что обеспечит сохранение и развитие производственной базы, исключит передачу и распространение через переливание компонентов крови вирусных инфекций, сохранит донорский ресурс и объемы заготовки крови.

Динамика основных показателей состояния службы крови Тульской области в сравнении с Российской Федерацией за 2004-2006 годы

ТО
2004

РФ
2004

ТО
2005

РФ
2005

ТО
2006

РФ
2006

Структура донорских кадров (%):

- платных

- безвозмездных

- первичных

- плазмы

0,1

99,9

57,6

26,6

16,3

83,7

36,7

9,8

0

100

47,0

20,4

13,2

86,8

35,5

11,4

0

100

42,0

28,1

12,4

87,6

35,6

13,1

Количество доноров на 1000 населения

5,4

14,5

6,1

13,7

5,2

12,7

Количество доноров, получивших дополнительную денежную компенсацию на питание

0

0

0

Количество первичных доноров на 1000 населения

3,1

5,3

2,9

4,8

2,2

4,5

Доля первичных доноров от общего числа потенциальных доноров

1,57

2,7

1,44

2,4

1,1

2,25

Заготовлено крови от доноров резерва (%)

99,9

74,5

100

76,3

100

78,0

Израсходовано консервированной крови на компоненты, препараты, стандартные сыворотки (%)

96,5

94,0

98,4

94,8

98,2

95,0


Реализация Программы позволит остановить негативные тенденции, характеризующие существующее состояние донорства, и обеспечит повышение качества и безопасности трансфузиологической помощи населению Тульской области.

Практика реализации областных целевых программ показала, что программно-целевой метод является эффективным инструментом комплексного решения сложных медико-социальных проблем. Такой подход способствует концентрации имеющихся ресурсов на основных направлениях развития здравоохранения области и позволяет обеспечить достижение поставленной цели.

2. Цели и задачи областной целевой программы


Целью Программы является развитие и поддержка донорства крови и ее компонентов в Тульской области.

В рамках реализации Программы будут решаться следующие задачи:

- дополнительная социальная поддержка доноров;

- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Тульской области, занимающихся заготовкой донорской крови, для обеспечения современного уровня заготовки, переработки, хранения и апробации донорской крови посредством внедрения новейших медицинских технологий с использованием специализированного высокоэффективного оборудования.

В результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие результаты:

- увеличение доли первичных доноров до 1,45 процента (от числа потенциальных доноров области);

- увеличение суммарного объема заготовки по консервированной крови до 15000 литров в год;

- создание компьютерно-информационной сети между государственными учреждениями Тульской области, занимающимися заготовкой, переработкой, хранением и обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов.

3. Перечень мероприятий по реализации областной целевой программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»