В Тульской области (далее - область) функционируют 1489 государственных и муниципальных учреждений дошкольного, общего и специального образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования, детских домов и школ-интернатов. В них обучаются более 254 тысяч воспитанников, учащихся и студентов.
Политические и экономические преобразования последних 10 лет оказали существенное влияние на развитие системы образования, позволили обеспечить многообразие образовательных учреждений, вариативность их образовательных программ. Однако социально-экономический кризис предыдущих лет существенно снизил темпы позитивных изменений. В современных условиях система образования более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Сегодня одним из приоритетных направлений работы органов государственной власти является модернизация системы образования, что обусловлено современными темпами развития экономики, науки, информационных технологий.
Этот процесс сдерживается накопившимися в области проблемами в деятельности образовательных учреждений.
Одной из самых острых проблем в развитии системы образования области является состояние материально-технической базы образовательных учреждений.
В настоящее время около 70 процентов зданий образовательных учреждений области имеют срок эксплуатации более 30 лет, 10 процентов образовательных учреждений размещены в ветхих зданиях, 16 процентов зданий требуют капитального ремонта, 2 здания (Большескуратовская основная общеобразовательная школа Чернского района и Воскресенская средняя общеобразовательная школа Дубенского района) находятся в аварийном состоянии.
Большинство образовательных учреждений испытывают потребность в обновлении и пополнении ученической мебелью, оборудованием, учебно-наглядными пособиями.
Недостаточное финансирование образовательных учреждений, прежде всего муниципальных, не позволяет обеспечивать условия осуществления образовательных процессов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к соблюдению строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм и особенно мер противопожарной безопасности.
Все это затрудняет получение образовательными учреждениями лицензий на право ведения образовательной деятельности, затягивает проведение их аттестации и государственной аккредитации, ведет к потере правовой защищенности образовательных учреждений и усилению социальной незащищенности работников, а главное - ухудшает здоровье обучающихся, создает угрозу их безопасности.
Имеются проблемы, препятствующие внедрению информационных технологий в систему образования области, связанные с низким уровнем оснащения вычислительной и организационной техникой образовательных учреждений, недостаточным выделением бюджетных средств на реализацию программ информатизации, с необходимостью подготовки кадров в области использования информационных технологий.
Требуют дальнейшего решения проблемы воспитания подрастающего поколения, инновационной деятельности в образовательных учреждениях, реструктуризации системы профессионального образования в соответствии с требованиями современного рынка труда, интеграции образовательных учреждений.
Направленность государственной политики на модернизацию системы образования ставит ряд задач, решение которых возможно только при государственной поддержке в рамках областной целевой программы, являющейся эффективным инструментом комплексного решения проблем образования в области. Кроме того, решение указанных проблем программно-целевым методом обусловлено необходимостью координации разноплановых мероприятий организационного, методического, технологического, научно-исследовательского и иного характера.