ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
от 08 мая 2008 года N 1001-ЗТО
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ"
Принят Тульской областной Думой 24 апреля 2008 года Постановление N 61/2906
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Закон Тульской области от 28.02.2009 N 1238-ЗТО; НГР: ru71000200900090}
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Тульской области от 07.10.2008 N 1100-ЗТО; НГР: ru71000200800421,
Закон Тульской области от 04.12.2008 N 1158-ЗТО; НГР: ru71000200800527}
Утвердить Областную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2008 - 2012 годы" с финансированием в объеме 5458,6 млн. рублей из средств бюджета Тульской области, в том числе в 2008 году - 672,0 млн. рублей (прилагается).
{Цифры "2972,0" и "523,4" заменены соответственно цифрами "5458,6" и "672,0": Закон Тульской области от 07.10.2008 N 1100-ЗТО; НГР: ru71000200800421}
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тульской областной Думы О.В. Татаринов
Губернатор Тульской области В.Д. Дудка
к Закону Тульской области
"Об Областной целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на территории
Тульской области на 2008 - 2012 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2012 ГОДЫ" ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
{Позиция "Важнейшие целевые показатели" в новой редакции: Закон Тульской области от 07.10.2008 N 1100-ЗТО; НГР: ru71000200800421}
{Позиция "Объемы и источники финансирования, в том числе по годам" в новой редакции: Закон Тульской области от 07.10.2008 N 1100-ЗТО; НГР: ru71000200800421}
{В позиции "Ожидаемые конечные результаты реализации областной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности" цифры "16,8" заменены цифрами "26,8": Закон Тульской области от 07.10.2008 N 1100-ЗТО; НГР: ru71000200800421}
Наименование областной целевой программы | Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) | ||||||
Срок реализации областной целевой программы | 2008 - 2012 годы | ||||||
Государственный заказчик | Департамент сельского хозяйства Тульской области | ||||||
Основной разработчик областной целевой программы | Департамент сельского хозяйства Тульской области | ||||||
Исполнители областной целевой программы | Департамент сельского хозяйства Тульской области, органы местного самоуправления (по согласованию) | ||||||
Цели и задачи областной целевой программы | Цели Программы: повышение занятости в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов; повышение уровня социального и инженерного обустройства территорий сельских населенных пунктов; сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры; создание основы для повышения престижности проживания в сельской местности; увеличение роста производства сельскохозяйственной продукции; прекращение снижения и дальнейшее постепенное наращивание технического потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей; предупреждение болезней сельскохозяйственных животных, птиц, рыб и других и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и защита населения от болезней, общих для человека и животных; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития отраслей сельского хозяйства. Задачи Программы: улучшение жилищных условий граждан, проживающих на селе и нуждающихся в улучшении жилищных условий; обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там; повышение уровня газификации сельских населенных пунктов; повышение уровня обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия; обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 8 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма); повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях; наращивание технического потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей; реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных и инвазионных болезней животных, птиц, рыб и других на основе планов ветеринарного обслуживания животноводства, птицеводства, рыбоводства и других отраслей; проведение диагностических исследований, направленных на раннее выявление животных, больных инфекционными и инвазионными заболеваниями; обеспечение лекарственными средствами против пастереллеза, колибактериоза, рожи свиней, инфекционного ринотрахеита, вирусной диареи, парагриппа-3, рота-корона-вирусной инфекции, респираторно-синцитиальной инфекции, дезинфицирующими средствами (для ликвидации особо опасных болезней); обеспечение лекарственными средствами для проведения дератизации (в стационарно неблагополучных пунктах); увеличение доли местной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на региональном рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие | ||||||
Важнейшие целевые показатели | Строительство (приобретение) жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (тыс. кв. м) | 13,55 | |||||
Строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов (тыс. кв. м) | 17,4 | ||||||
Строительство газопроводов к сельским населенным пунктам и уличной разводки (км/тыс. жилых домов, квартир) | 4361,6/ 68,594 | ||||||
Строительство и реконструкция водопроводных систем, обеспечивающих водой жителей сельских населенных пунктов (км) | 4671,7 | ||||||
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий | 126,8 | ||||||
Производство (тыс. тонн): | |||||||
молоко | 286,3 | ||||||
скот и птица на убой (в живой массе) | 121,0 | ||||||
яйцо (млн. шт.) | 725,0 | ||||||
зерно (в весе после доработки) | 1250,0 | ||||||
сахарная свекла | 300,0 | ||||||
картофель | 575,0 | ||||||
овощи | 145,0 | ||||||
плоды и ягоды | 118,0 | ||||||
Наращивание технического потенциала (ед.): тракторы | 4620 | ||||||
зерноуборочные комбайны | 1180 | ||||||
кормоуборочные комбайны | 242 | ||||||
Уровень заболеваемости животных гельминтозами (%) | 15,0 | ||||||
Объем реализации зерна хозяйствами всех категорий (млн. тонн) | 0,5631 |
Сроки и этапы реализации областной целевой программы | Программа реализуется в один этап - 2008 - 2012 годы |
Перечень подпрограмм (мероприятий) | 1. Устойчивое развитие сельских территорий. 2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства. 3. Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства. 4. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства. 5. Мониторинг реализации Программы |
Объемы и источники финансирования, в том числе по годам | Объем финансирования Программы составит 5503,6 млн. рублей, в том числе: - из средств бюджета Тульской области - 5458,6 млн. рублей, в том числе: 2008 год - 672,0 млн. рублей; 2009 год - 1109,5 млн. рублей; 2010 год - 1322,8 млн. рублей; 2011 год - 1578,0 млн. рублей; 2012 год - 776,3 млн. рублей; - из средств бюджетов муниципальных образований (по согласованию) 45,0 млн. рублей, в том числе: 2008 год - 1,1 млн. рублей; 2009 год - 3,1 млн. рублей; 2010 год - 4,0 млн. рублей; 2011 год - 17,9 млн. рублей; 2012 год - 18,9 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации областной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности | В ходе реализации мероприятий Программы предусматривается: ввести в действие 11,3 тыс. кв. м общей площади благоустроенного жилья; газифицировать 1287 домов или квартир в сельской местности, проложить 119,2 км газораспределительных сетей, довести уровень газификации жилых домов в сельской местности до 47,4 процента; проложить 121,4 км водопроводных линий в целях обеспечения сельского населения качественной питьевой водой; увеличить объем производства продукции сельского хозяйства на 26,8 процента по отношению к 2006 году; привлечь инвестиции в основной капитал сельского хозяйства за 2008 -2012 годы в размере 25,9 млрд. рублей |
Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", Законом Тульской области от 14 декабря 2005 года N 659-ЗТО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства".
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Аграрный сектор Тульской области насчитывает 405 сельскохозяйственных организаций, 3,3 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 557,7 тысячи личных подсобных хозяйств и семей, занятых коллективным и индивидуальным садоводством и огородничеством, около 100 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 25 предприятий по приемке, переработке и хранению зерна.
Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции в фактических ценах составляет 19,8 млрд. рублей, в том числе животноводства - 7,9 млрд. рублей, растениеводства - 11,9 млрд. рублей.
Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок которого растет быстрее, чем внутреннее производство. В 2006 году ресурсы продуктов животноводства по сравнению с предыдущим годом уменьшились по молоку на 5,8 процента, по мясу - на 4,9 процента. Доля ввоза в формировании ресурсов молока и молокопродуктов увеличилась с 25,2 процента до 27,2 процента, по мясу и мясопродуктам снизилась с 35,1 процента до 30,9 процента.
Относительно медленное развитие отрасли сельского хозяйства можно объяснить следующими основными причинами.
В отрасли растениеводства - это продолжающиеся процессы снижения качественных показателей плодородия почв.
Средневзвешенное содержание фосфора в почвах области к 2007 году снизилось по сравнению с 1997 годом на 6,5 процента, калия - на 15,9 процента, гумуса - на 14 процентов. Удельный вес почв с низким содержанием фосфора увеличился в сравнении с 1997 годом с 8,8 процента до 11 процентов, калия - с 21,3 до 26,3 процента, кислых почв в сельскохозяйственных организациях - с 55,5 процента до 72,3 процента.
Применение минеральных удобрений сократилось в 1,7 раза, внесение органических удобрений в 5,7 раза. Известкование и фосфоритование почв проводится на незначительных площадях.
На медленное развитие отрасли растениеводства также влияет низкая техническая оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей.
За период с 1990 года по настоящее время количество тракторов в агропромышленном комплексе области сократилось в 4,4 раза; зерноуборочных комбайнов - в 4,9 раза; кормоуборочных комбайнов - в 3,8 раза. Более 80 процентов оставшегося машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей имеют срок эксплуатации свыше 8 лет и практически исчерпали свой технический ресурс.
В результате нагрузка на пахотный трактор возросла со 130 до 380 га, на зерноуборочный комбайн - со 124 до 340 га.
Сокращение машинно-тракторного парка, его высокая изношенность не позволяют проводить весь комплекс полевых работ в оптимальные агротехнические сроки.
Учитывая такую сложную обстановку, для поддержания парка сельхозмашин на минимальном уровне необходимо, чтобы его ежегодное обновление составляло не менее 10 процентов.
Развитие отрасли животноводства сдерживают:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов, а также отставание в развитии кормовой базы;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.
В результате спада сельскохозяйственного производства, ухудшения финансового положения сельскохозяйственных организаций, изменений в организационно-экономическом механизме развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Инженерная инфраструктура села из-за длительных сроков эксплуатации морально и физически устарела и практически не развивается.
Остается достаточно низким уровень газификации сельских населенных пунктов. В настоящее время в сельской местности области эксплуатируется 4122 км газовых сетей. Природный газ подведен более чем к 500 населенным пунктам, что позволило газифицировать 65,7 тысячи квартир. Несмотря на это, уровень газификации на селе остается неудовлетворительным и составляет всего 43,0 процента.
Основными источниками водоснабжения на селе являются подземные воды. Практически во всех районах области вода не соответствует требованиям санитарных норм. Отмечается превышение предельно-допустимых концентраций железа, стронция и других вредных веществ. Общая длина сетей водоснабжения составляет 4412 км. Износ систем водоснабжения по разным сельским населенным пунктам по предварительным подсчетам составляет от 50 до 90 процентов.
В основной части сельского жилищного фонда отсутствуют элементарные коммунальные удобства.
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособного, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
Особенность размещения сельского населения, удаленность сельских населенных пунктов от центров муниципальных районов и центральных усадеб предопределяет автономное жизнеобеспечение этих поселений, необходимость интегрированного подхода к развитию сельских муниципальных образований.
В современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в удовлетворении жизненных потребностей проживающего на их территории сельского населения без государственной поддержки.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:
- социально-политической остротой проблемы;
- межведомственным и межотраслевым характером проблемы;
- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития сельскохозяйственного производства, социальной сферы и инженерного обустройства сельских населенных пунктов.