Действующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Московской области на 2009-2012 годы" (с изменениями на 26 декабря 2012 года)

1. Характеристика проблемы обеспечения безопасности населения Московской области, и прогноз развития ситуации с учетом

реализации Программы


Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. Крупные пожары, аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последние десятилетия оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения Московской области.

На территории Московской области расположено более 100 химически опасных объектов, 16 крупных радиационно-опасных объектов, 9 биологически опасных объектов, более 350 крупных взрывопожароопасных объектов экономики, более 1700 различных пожароопасных объектов топливно-заправочного комплекса, тысячи объектов газового хозяйства. Источником повышенной потенциальной опасности также является развитая сеть магистральных и местных нефте -, газо -, и продуктопроводов, автомобильных и железнодорожных магистралей, по которым перемещаются значительные объемы радиационно -, химически -, взрыво- и пожароопасных грузов. На территории области находятся 7 крупных гидроузлов и более 1300 объектов гидродинамической опасности различного назначения.

Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в сложившихся социально-экономических условиях повышается, так как все еще сохраняется тенденция ухудшения материально-технического обеспечения производства, снижения качества профилактических и регламентных работ, увеличивается износ основного технологического оборудования, что приводит к неудовлетворительному состоянию основных фондов в целом.

В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью населения, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, может оказаться около 1 млн.человек, проживающих в Московской области.

Территория Московской области подвержена воздействию широкого спектра опасных природных факторов, из которых наибольшую опасность представляют наводнения и торфяные пожары. При этом экономика области несет значительные потери. Ежегодный ущерб от торфяных пожаров составляет до 25 млн.рублей, а от наводнений - до 8 млн.рублей.

Сохраняющаяся тенденция ежегодного повышения количества и масштабов последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обязывает предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера являются:

уязвимость опасных производственных объектов для несанкционированных внешних воздействий (терроризм, диверсии, хулиганство, халатность);

повышение концентрации опасных производств в недопустимой близости к жилым массивам и сложным инженерным комплексам;

влиянием целого ряда необратимых природных факторов;

увеличение антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

неразвитость систем мониторинга компонентов природной среды;

низкая достоверность прогнозирования опасных природных явлений.

Все это в комплексе создает угрозу возникновения крупных чрезвычайных ситуаций и пожаров с тяжелыми последствиями.

Существующая автоматизированная система централизованного оповещения и информирования населения Московской области об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации (далее - АСЦО) была создана в 1997 году на основе аппаратуры, предназначенной для работы в аналоговых сетях. Основой телекоммуникационной инфраструктуры АСЦО Московской области являются каналы связи в сетях ОАО "ЦентрТелеком" и ОАО "РосТелеком". Современное развитие связи характеризуется повсеместным введением оптиковолоконных сетей и аппаратуры цифровой передачи данных, что обусловливает необходимость модернизации оборудования существующей АСЦО Московской области.

Принимая во внимание особую важность вопросов оповещения центральных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и населения Московской области о чрезвычайных ситуациях, в том числе и о террористических угрозах, а также обеспечения органов государственной власти системами связи, соответствующим федеральным стандартам, целесообразно создание в Московской области единой интегрированной информационно-коммуникационной инфраструктуры оповещения и связи.

Современное состояние Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МОСЧС) требует комплексного решения проблемы защиты населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности на водных объектах. При значительном улучшении экономического положения области, связанного с активным развитием промышленности появится ряд особенностей, которые необходимо будет учитывать. В основном это инженерно-технологические меры, непосредственно направленные на повышение безопасности функционирования соответствующих объектов и предусматривающие улучшение качества проектирования, строительства и монтажа, замену основных фондов на более совершенные, внедрение энерго-, ресурсосберегающих и других современных технологий, появление эффективных систем технологического контроля и диагностики, безаварийной остановки технологических процессов, локализации или ликвидации аварийных ситуаций.

Реализация мероприятий Программы позволит повысить уровень безопасности населения Московской области от пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за счет:

снижения количества пожаров на 5 процентов, гибели и травматизма людей при пожарах на 4 процента и сокращения материального ущерба на 6 процентов ежегодно;

снижения общего уровня рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 5 процентов ежегодно;

сокращения общего времени реагирования пожарных и спасательных подразделений ежегодно на 3 процента.