Памятников архитектуры в крае вместе с памятниками искусства - 778. Рассматриваются две группы мероприятий сохранения данных объектов: мероприятия на этапе, предшествующем радикальному решению проблем, и мероприятия по сохранению и использованию историко-культурного наследия.
До разработки конкретных проектов руководствуются следующими положениями:
при организации строительных, хозяйственных работ необходимо обследование участка отвода земель, определение условий его использования;
любое строительство или хозяйственная деятельность в селах, имеющих памятники архитектуры, должны быть согласованы с районными органами охраны памятников, а при их отсутствии - с краевыми органами охраны памятников;
когда не предполагается новая застройка и хозяйственная деятельность, необходимо только сохранять общий облик и физическое состояние памятника;
до разработки проектов зон охраны памятников в населенных пунктах необходимо с привлечением специалистов определить примерные границы территорий, застройка которых обеспечит сохранность и композиционную роль памятника, в зонах охраны памятников использовать типовые режимы регулирования застройки.
В зоне регулирования застройки (режим I) запрещается:
изменение исторически сложившейся планировочной структуры;
возведение любых капитальных производственных строений;
строительство крупных общественных и хозяйственных построек на новых участках выше 1,5 этажей;
строительство частных домов (в исключительных случаях - по согласованию с органами охраны наследия) и хозяйственных сооружений, которые по форме и окраске диссонируют с исторически сложившейся застройкой.
Памятники архитектуры и археологии должны быть исследованы в плане возможной консервации и музеефикации в едином комплексе всех памятников.
Необходимо осуществление следующих мероприятий:
разработка зон охраны памятников для всех населенных пунктов, где они расположены, обеспечение постоянного мониторинга состояния памятников;
согласование на региональном уровне любой строительной или хозяйственной деятельности (как при отводе участка, так и при проектировании) в населенных пунктах, имеющих памятники, с органами охраны наследия;
применение санкций к лицам, виновным в нарушении или разрушении памятников, и обеспечение предоставления владельцам памятников льгот или финансовой помощи на поддержание их состояния;
проведение комплексных исследований мест сосредоточения памятников архитектуры и археологии и выявление возможностей перспективной музеефикации.
Проблемы реализации перечисленных мероприятий являются прерогативой Администрации Алтайского края.