Повышение уровня и качества жизни граждан с помощью градостроительных средств определяется ее пространственной организацией - развития социальной, производственной, рекреационной, транспортной и инженерной инфраструктуры, в т.ч. развитие пространственного каркаса, планировочное районирование и зонирование (картосхема 3 - не приводится).
Структурообразующий планировочный каркас края представлен сетью городов, рабочих поселков и сел, осуществляющих функции центров систем и подсистем расселения, и сетью коммуникаций, обеспечивающих их внешние связи на межрегиональном, региональном и внутрикраевом уровнях.
В последнее время структура планировочного каркаса края усложняется. В первую очередь это касается Барнаульского узла, развиваются связи с Новосибирском, Горно-Алтайском, Павлодаром. Существенно структура усложняется в западной и в южной частях края. Северный обход (включая железнодорожный) с мостовым переходом через Обь уменьшит транспортную нагрузку на Барнаул, улучшит средовые качества главного планировочного центра, а обходы городов Бийска, Рубцовска ослабят транспортную нагрузку на основные центры и улучшат связи между населенными пунктами.
Усиление планировочного каркаса и существенное развитие его конфигурации в значительной степени относится к территории западной части края: усиливаются существующие и появятся новые планировочные оси. Автодороги "Барнаул - Павловск - Кулунда", "Барнаул - Камень-на-Оби", а также "Камень-на-Оби - Алейск" с выходом через Чарышское на Усть-Кумир повышаются в ранге, а дорога "Татарск - Кулунда - Михайловское - Рубцовск" получает продолжение в восточной части края с выходами в Казахстан и в Республику Алтай. Эти и другие оси межрегионального уровня 2-го ранга, получающие развитие, имеют внешние выходы за границы края: на Татарск, Барабинск, Каргат, Маслянино, Белово, Кемерово.
Намечена модернизация и развитие оси регионального уровня 3-го ранга, в основном, соединяющей центры муниципальных районов. В их число включаются автодороги, ведущие до Мунайского месторождения углей в Солтонском районе, а также дороги, ведущие к рудникам полиметаллов - Потеряевскому в Рубцовском районе и Зареченскому в Змеиногорском районе.
Планировочные центры и районы:
Барнаул - краевой центр, межрайонный центр первого ранга, центр Барнаульского внутрикраевого планировочного района, в состав которого входят пять подрайонов: Каменский, Заринский, Славгородский, Алейский и Барнаульский.
Межрайонные центры и подрайоны Барнаульского планировочного района:
Камень-на-Оби - межрайонный центр третьего ранга, в зоне тяготения которого находятся один городской округ и 5 муниципальных районов, составляющих Каменский подрайон;
Заринск - межрайонный центр третьего ранга с тяготеющими к нему одним городским округом и 10 муниципальными районами (Заринский подрайон);
Славгород - межрайонный центр третьего ранга, к нему тяготеют два городских округа и 5 муниципальных районов (Славгородский подрайон);
Алейск - межрайонный центр четвертого ранга с тяготеющими к нему одним городским округом и 7 муниципальными районами (Алейский подрайон);
Барнаул - межрайонный центр третьего ранга, к которому тяготеют два городских округа и 9 муниципальных районов (Барнаульский подрайон) - основа для создания Барнаульской агломерации;
Бийск - межрайонный центр второго ранга, центр Бийского внутрикраевого планировочного района, в состав которого входят два городских округа и 13 муниципальных районов;
Белокуриха - центр третьего ранга, центр планировочного подрайона, в состав которого входит Алтайский район и городской округ Белокуриха;
Рубцовск - межрайонный центр второго ранга, центр Рубцовского внутрикраевого планировочного района, включающего в себя два подрайона: Рубцовский и Змеиногорский.
Межрайонные центры и подрайоны Рубцовского планировочного района:
Рубцовск - межрайонный центр третьего ранга, в зоне тяготения которого находятся один городской округ и 7 муниципальных районов, составляющие Рубцовский подрайон;
Змеиногорск - межрайонный центр четвертого ранга, к которому тяготеют 5 муниципальных районов (Змеиногорский подрайон).
Основные планировочные оси:
одна из главных меридиональных осей - образуемая рекой Обью (от Новосибирска до Бийска) и коридором коммуникаций по модернизируемой и новой федеральной дороге через Барнаул, Бийск и Горно-Алтайск с выходом к Монголии и Китаю;
ось "Барнаул - Рубцовск - Семипалатинск";
межрегиональные оси: "Каргат - Камень-на-Оби - Алейск - Чарышское - Усть-Кумир"; "Татарск - Кулунда - Михайловское - Рубцовск - Курья - Краснощеково - Петропавловское - Майма"; "Барнаул - Павловск - Кулунда - Павлодар".
Основные планировочные (функциональные) зоны.
Планируемое функциональное зонирование территории края является отображением пространственной структуры планируемого использования территории по основным видам хозяйственной деятельности. Соответственно выделяются зоны:
концентрации населения, производственной и социальной инфраструктуры; инновационные;
добывающей промышленности;
сельскохозяйственные;