11.3.1. Территориальное развитие городских округов и поселений в системе расселения, в том числе категорированных городских округов и поселений, не следует предусматривать в направлении размещения других категорированных городских округов, поселений и объектов.
11.3.2. Новые промышленные предприятия, узлы и территории не должны проектироваться в зонах возможных сильных разрушений категорированных городских округов и поселений и объектов особой важности, в зонах возможного катастрофического затопления, а также в городских округах и поселениях, где строительство и расширение промышленных предприятий, узлов и территорий запрещены или ограничены, за исключением предприятий, необходимых для непосредственного обслуживания населения, а также для нужд промышленного, коммунального и жилищно-гражданского строительства.
Дальнейшее развитие действующих промышленных предприятий, узлов и территорий, находящихся в категорированных городских округах и поселениях, а также объектов особой важности должно осуществляться за счет их реконструкции и технического перевооружения без увеличения производственных площадей предприятий, численности работников и объема вредных стоков и выбросов.
11.3.3. Группы новых промышленных предприятий (промышленные узлы) и отдельные категорированные объекты следует проектировать в экономически перспективных малых и средних городских округах и поселениях, расположенных от границ застройки категорированных городских округов и поселений и объектов особой важности на расстоянии:
не менее 60 км - для городских округов и поселений особой и первой групп по гражданской обороне;
не менее 40 км - для городских округов и поселений второй группы по гражданской обороне;
не менее 25 км - для городских округов и поселений третьей группы и объектов особой важности по гражданской обороне (в том числе атомных станций).
11.3.4. Некатегорированные городские округа и поселения, центры межрайонных и районных систем расселения, развиваемых на базе застроенных территорий малых и средних городских округов и поселений, должны проектироваться от границ категорированных городских округов и поселений, а максимальную численность населения этих центров и минимальные средние расстояния между границами их застройки следует проектировать в соответствии с требованиями таблицы 3 СНиП 2.01.51-90.
11.3.5. При проектировании новых аэропортов гражданской авиации, приемных и передающих радиоцентров, вычислительных центров, а также животноводческих комплексов и крупных ферм, птицефабрик их размещение следует проектировать вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления. Кроме того, перечисленные объекты следует проектировать на безопасном расстоянии от объектов, которые могут быть источниками вторичных факторов поражения (химические предприятия, хранилища сильно действующих ядовитых веществ, нефти, нефтепродуктов, газов и т.п.).
11.3.6. Проектирование базисных складов для хранения сильно действующих ядовитых веществ, взрывчатых веществ и материалов, горючих веществ, складов государственного резерва следует осуществлять в соответствии с требованиями п. 5.2 настоящих нормативов.
Базисные склады нефти и нефтепродуктов, проектируемые у берегов рек на расстоянии 200 м и менее от уреза воды (при максимальном уровне), должны размещаться ниже (по течению рек) городских округов и поселений, пристаней, речных вокзалов, гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений, железнодорожных мостов и водопроводных станций, на расстоянии не менее 100 м.
11.3.7. Предприятия по переработке легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также базисные склады указанных жидкостей (наземные склады 1-й группы согласно нормам проектирования складов нефти и нефтепродуктов) следует размещать ниже по уклону местности относительно жилых и производственных зон категорированных городских округов, поселений и объектов, автомобильных и железных дорог с учетом возможности отвода горючих жидкостей в безопасные места в случае разрушения емкостей.
11.3.8. Продовольственные склады, распределительные холодильники и склады непродовольственных товаров первой необходимости республиканского значения, а также хранилища товаров, предназначенных для снабжения населения категорированных городских округов и поселений, должны проектироваться вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
Проектирование в одном месте (концентрированно) продовольственных складов, снабжающих население категорированных городских округов и поселений основными видами продуктов питания, не допускается.
11.3.9. При подготовке генеральных планов категорированных городских округов и поселений следует учитывать следующее:
численность населения планировочных и жилых районов при проектировании должна соответствовать требованиям таблицы 4 СНиП 2.01.51-90;
максимальная плотность населения жилых районов и микрорайонов (кварталов) городских округов и поселений при проектировании должна соответствовать требованиям таблицы 5 СНиП 2.01.51-90;
при застройке селитебных территорий городских округов и поселений этажность зданий не должна превышать 10 этажей.
11.3.10. При подготовке документации по планировке территории категорированных городских округов и поселений, а также при развитии застроенных территорий разрабатывается план "желтых линий".
Разрывы от "желтых линий" до застройки определяются с учетом зон возможного распространения завалов от зданий различной этажности в соответствии с требованиями приложения 3 СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны".
Расстояния между зданиями, расположенными по обеим сторонам магистральных улиц, принимаются равными сумме их зон возможных завалов и ширины незаваливаемой части дорог в пределах "желтых линий".
Ширину незаваливаемой части дороги в пределах "желтых линий" следует принимать не менее 7 м.
11.3.11. При подготовке генеральных планов категорированных городских округов и поселений, проектов планировки, застройки зеленые насаждения (парки, сады, бульвары) и свободные от застройки территории городского округа и поселения (водоемы, спортивные площадки и т.п.) следует связывать в единую систему, обеспечивающую членение селитебной территории противопожарными разрывами шириной не менее 100 м на участки площадью не более 2,5 кв. км при преобладающей застройке зданиями и сооружениями I, II, III, IIIа степеней огнестойкости и не более 0,25 кв. км при преобладающей застройке зданиями IIIб, IV, IVа, V степеней огнестойкости.
11.3.12. Система зеленых насаждений и незастраиваемых территорий должна вместе с сетью магистральных улиц обеспечивать свободный выход населения из разрушенных частей городских округов и поселений (в случае его поражения) в парки и леса пригородных зеленых зон.
11.3.13. Магистральные улицы категорированных городских округов и поселений должны проектироваться с учетом обеспечения возможности выхода по ним транспорта из жилых и производственных зон на загородные дороги не менее чем по двум направлениям.
11.3.14. Проектирование внутригородской транспортной сети категорированных городских округов и поселений должно обеспечивать надежное сообщение между отдельными жилыми и производственными зонами, свободный проход к магистралям устойчивого функционирования, ведущим за пределы городских округов и поселений, а также наиболее короткую и удобную связь центра, жилых и производственных зон с железнодорожными и автобусными вокзалами, грузовыми станциями, речными портами и аэропортами.
11.3.15. Стоянки для автобусов, грузовых и легковых автомобилей, производственно-ремонтные базы уборочных машин, троллейбусные дело и трамвайные парки категорированных городских округов и поселений следует проектировать рассредоточенно и преимущественно на окраинах городских округов и поселений.
Помещения автостоянок зданий пожарных депо при проектировании должны обеспечивать размещение 100% резерва основных пожарных машин.