Создание системы ранней помощи детям, имеющим дефекты или нарушения развития, доказало свою эффективность. Современные научные исследования указывают на особую значимость первых двух - трех лет жизни в развитии ребенка, роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии и тем самым смягчить или предупредить вторичные и дальнейшие их проявления, скорригировать уже имеющиеся трудности в развитии и в результате значительно снизить степень нарушений в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.
По данным исследователей, в результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к шести месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект. Следовательно, раннее выявление и ранняя комплексная коррекция нарушений развития позволяют сократить долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться в специальном и вспомогательном образовании: своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность "сгладить" имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их и тем самым обеспечить полноценное развитие ребенка.
Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать медико-психолого-педагогическую поддержку детям с нарушениями развития от 0 до 3 лет и их родителям.
Актуальность и необходимость создания единой межведомственной системы раннего выявления и помощи детям от 0 до 3 лет с нарушениями развития определяется следующими факторами:
В стране сложилась специфическая демографическая ситуация, тревожащей характеристикой которой является не только низкий уровень рождаемости, но и уменьшение доли детей, рожденных здоровыми, физиологически зрелыми. В связи с этим актуальность приобретает именно ранняя диагностика нарушений развития и их своевременная коррекция. По данным российских неонатологов, из 10 младенцев только у 2 детей наблюдаются показатели, соответствующие нормальному физиологическому и психическому развитию. Среди новорожденных отмечается большой процент детей с различными сроками недоношенности, которые составляют группы риска и нуждаются в различных формах медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
Важность реализации программ ранней помощи детям с нарушениями развития подтверждается и статистическими данными. Максимальные значения показателя впервые выявленной инвалидности, а также наиболее высокие темпы роста инвалидности отмечаются в группе детей от 0 до 3 лет.
Это подтверждают и данные статистики Алтайского края. В крае в структуре первичной инвалидности доля детей раннего возраста (0-3 года) увеличилась с 26% в 2004 году до 46,9% в 2008 году. Уровень первичной инвалидности детей раннего возраста в Алтайском крае составил в 2008 году 45,8 на 10000 детей.
С целью оказания комплексных реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями в Алтайском крае создана сеть учреждений социального обслуживания детей-инвалидов. Она представлена 4 реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, 2 домами-интернатами для умственно отсталых детей, 1 домом-интернатом для глубоко умственно отсталых детей, 32 отделениями реабилитации в территориальных центрах социальной помощи семье и детям.
В работе с детьми раннего возраста с нарушениями развития большое внимание уделяется и работе с родителями. "Родительские академии", семинары, анимационные мероприятия, консультации, встречи за "круглым столом" - эти и другие формы работы направлены на оказание эмоциональной поддержки родителям и выработку совместных планов действий по решению индивидуальных проблем в области семейных отношений и воспитания детей.
Также в крае имеется опыт использования таких форм работы, как группы само- и взаимопомощи, открытый детский сад. В рамках международного проекта "Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьей и детьми" специалисты краевых учреждений социального обслуживания семьи и детей прошли обучение и используют в своей деятельности такие технологии, как работа с сетью социальных контактов, активная поддержки родителей, интенсивная семейная терапия на дому.
В рамках Соглашения о сотрудничестве между Администрацией Алтайского края и Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения специалисты учреждений здравоохранения и социальной защиты прошли обучение по направлению "Раннее вмешательство".
Вместе с тем необходимо отметить, что работа с детьми раннего возраста носит фрагментарный характер. Сложившаяся тенденция увеличения в структуре первичной инвалидности доли детей раннего возраста требует развития служб, ориентированных на своевременное выявление нарушений развития ребенка.
Таким образом, с целью организации в крае своевременного выявления детей с нарушениями развития и оказания им необходимой коррекционной помощи необходимо создать единую межведомственную региональную систему раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с нарушениями развития. Также необходима стандартизация услуг, связанных с оказанием помощи детям раннего возраста с нарушениями развития как на уровне муниципального образования, так и в специализированных учреждениях для детей с особыми нуждами. Закрепление алгоритма действий в нормативных правовых документах обеспечит реализацию права ребенка раннего возраста и членов его семьи на гарантированный перечень социальных услуг.При этом целесообразна разработка двухуровневой системы ранней помощи: обеспечение сопровождения семьи на уровне муниципального образования и оказание высокотехнологической помощи в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями. Все это невозможно выполнить без развития междисциплинарного подхода в организации служб ранней помощи.
Для эффективного решения вопросов профилактики инвалидности у детей раннего возраста в настоящее время в крае необходимы изменения как в сфере управления (разработка, утверждение и внедрение модели межведомственного взаимодействия, формализация процедур по выявлению и оказанию помощи, разработка системы мониторинга и оценки), так и в сфере предоставления качественных услуг (предоставление новых видов услуг, повышение профессиональной компетентности специалистов, организация супервизорской поддержки), что может быть обеспечено на основе применения программно-целевого метода с использованием организационно-финансовых механизмов взаимодействия, а также путем координации усилий и концентрации финансовых ресурсов.