Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" на 2009-2012 годы"

Основные сравнительные показатели уровня развития малого предпринимательства в 2008 году

(Таблица N 1)

Показатель

Число малых  предприятий на
  100 тыс. населения (единиц)

890,21

809,43

719,9

Среднесписочная  численность
  работников малых предприя-
  тий (тыс. человек)

14,7

348,0

8582,8

Доля  среднесписочной чис-
  ленности работников малых
  предприятий в общем числе
  занятых на всех предприя-
  тиях (процентов)

20,0

15

17,8

Объем оборота  малых пред-
  приятий на душу населения
  (рублей)

188761,8

78480,1

84330,0

Инвестиции в основной  капитал на душу населения(рублей)

3896,0

1947,50

1194,1

Следует отметить, что значение показателя доли среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций Магаданской области за последние 7 лет стабильно превышает среднероссийский показатель и показатель по Дальневосточному федеральному округу за этот же временной период.

На малых предприятиях в 2008 году были заняты 17114 человек. Число работающих по совместительству на малых предприятиях составило 53% от работающих по совместительству в организациях всех видов деятельности экономики Магаданской области.

Среднесписочная численность работающих в организациях малого предпринимательства составила 14,7 тыс. человек, что составляет 109% к 2007 году. Из общего числа работающих в малом предпринимательстве наибольшее число сосредоточено в добывающей отрасли - 4,2 тыс. человек, в торговле - 2,9 тыс. человек, в сфере транспорта и связи - 1,77 тыс. человек, в строительстве - 1,86 тыс. человек.

Среднемесячная заработная плата в 2007 году работающих в сфере малого бизнеса составила 16026 рублей, что на 20,4% больше показателя предыдущего года.

Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. Оборот малых предприятий за 2008 год вырос на 35% по сравнению с 2007 годом и составил 31032,5 млн. рублей. Значение показателя доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта за 2006-2007 годы - 16,3% и 15,8% соответственно - превышают среднероссийский показатель, который составляет 11,6% и 12,0% за тот же период. Значение этого показателя выше среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу, который составляет 9,6% и 10,1% соответственно.

Объем инвестиций в основной капитал по микро и средним предприятиям в 2008 году составил 640,6 млн. рублей. Удельный вес инвестиций субъектов малого предпринимательства в объеме инвестиций области составил 5,3%.

Сдерживающими факторами инвестиционной активности малых предприятий являются отсутствие собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, недостаточный или неудовлетворяющий запросам банков залог для получения кредита, неудовлетворительное состояние технической базы.

Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности в Магаданской области довольно устойчива.

В 2007 году в общем числе малых предприятий наибольшую долю - 34,6% - составляли малые предприятия торговли, в 2006 году - 30%. Высокий удельный вес организаций малого бизнеса в сфере торговли объясняется меньшим, чем в производственной сфере объемом затрат и небольшим сроком окупаемости инвестиций.

Предприятия промышленности составили 21,7% от общего числа малых предприятий. Предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью, предоставляющие услуги - 15%.

Предприятия транспорта и связи составляют 12,5% от общего числа малых предприятий, строительные предприятия - 8,4%.

На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство в Магаданской области охватывает практически все отрасли народного хозяйства и, несмотря на финансовые трудности, выполняет ряд важнейших функций по смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы и обеспечивает дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры и сферы услуг.

С принятием Федерального закона N 209-ФЗ появились четкие критерии определения среднего предпринимательства. Этот термин широко использовался и ранее, но относительно его содержания существовали различные трактовки. Четкое формулирование критериев определения среднего предпринимательства позволит провести более полную оценку состояния развития среднего предпринимательства и его вклада в экономику Магаданской области путем осуществления обследований, сбора информации.

Проблема развития малого и среднего предпринимательства является комплексной, ее решение носит межотраслевой (межведомственный) характер. В связи с этим для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлеж-ности для достижения целей и решения поставленных задач по развитию системы малого и среднего предпринимательства в Магаданской области.

Преимущества программно-целевого метода решения проблемы в том, что комплексный подход к решению проблемы позволяет в более быстрые сроки достичь значимых результатов.

Программа объединяет в себе положительные результаты реализации двух предыдущих программ, изучения опыта других регионов Российской Федерации.

Реализация программных мероприятий предусмотрена по четырем основным направлениям:

- совершенствование нормативно-правовой базы в области малого и среднего предпринимательства;

- финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства;

- информационная поддержка малого и среднего предпринимательства;

- методическое и консультационное обеспечение.

Совершенствование нормативно-правовой базы в области малого и среднего предпринимательства включает мероприятия по экспертизе действующих законодательных и нормативных правовых актов Магаданской области, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, разработке предложений по их совершенствованию. Планируется участие представителей малого и среднего предприни-мательства в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов в части регулирования деятельности и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основной объем средств предполагается направить на финансово-кредитную поддержку предпринимательства, так как к числу существенных ограничений развития малого бизнеса и его инвестиционной активности относится недостаток собственных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к разным источникам финансирования, о чем свидетельствует и низкий показатель инвестиций малых предприятий в основной капитал.

Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринима-тельства включает мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства через развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата, а также содействие в участии субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности и продвижении продукции (работ, услуг) на внешние рынки.

В настоящее время в условиях экономического и финансового кризиса уменьшаются возможности привлечения малыми и средними предприятиями кредитных ресурсов в связи со значительным ростом процентных ставок. Немаловажным фактором, сдерживающим активное привлечение кредитных ресурсов субъектами малого и среднего бизнеса, является также ужесточение требований по обеспечению возвратности кредитов. В связи с этим перспективным механизмом содействия по привлечению в предпринимательский сектор финансовых средств и создания благоприятного инвестиционного климата является: