ЗАКОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
от 11 июня 2009 года N 41-ЗС
О внесении изменений в закон Алтайского края "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"
Истек срок действия.
Принят постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 8 июня 2009 года N 314.
Опубликован: газета "Алтайская правда" от 2 июля 2009 года N 195 стр.3; Сборник законодательства Алтайского края 2009 год N 158 часть 1 стр.37.
Вступил в силу 2 июля 2009 года.
Статья 1
Внести в закон Алтайского края от 10 марта 2004 года N 5-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (Сборник законодательства Алтайского края, 2004, N 95; 2007, N 133, часть I) следующие изменения:
1) наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года";
2) в статье 1 слова "Социальное развитие села до 2010 года" заменить словами "Социальное развитие села до 2012 года";
3) приложение изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ |
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальное развитие села до 2012 года"
ПАСПОРТ краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года"
Наименование | краевая целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" (далее - Программа) | |
Основание для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858"О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" | |
Государственный | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края | |
Основные | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; | |
Цели Программы | развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, | |
Задачи Программы | улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе с целью привлечения и закрепления в сельской местности молодых семей и молодых специалистов; | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2003-2012 годы | |
Основные целевые | введение в действие (приобретение) жилых домов площадью 287,5 тыс.кв.м; | |
Исполнители | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; | |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования мероприятий Программы (2003-2012 годы) составляет 6646,12 млн. рублей, в том числе: | |
открытие 3 фельдшерско-акушерских пунктов; |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Территория Алтайского края составляет 168 тысяч квадратных километров. В регионе проживает 2,566 миллиона человек, из которых 1,194 миллиона (46,5%) - сельское население.
Для решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере тормозит эффективное формирование социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
В результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, произошедших в 90-х годах прошлого века изменились организационно-экономические механизмы развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, вследствие чего снизилась доступность для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Одной из основных задач, направленных на улучшение социальных условий жизни на селе, является решение проблемы улучшения жилищных условий граждан.
В большей части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопровод имеется в 51,8 процента сельских жилых домов, централизованное отопление - в 69,5 процента, канализация - в 38,5 процента, горячее водоснабжение - в 4,5 процента жилых домов.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 31 единицу и на сегодняшний день составляет 102 больницы, число фельдшерско-акушерских пунктов увеличилось на 5 (за счет перепрофилирования участковых больниц) и составляет 1022. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,8 раза по сравнению с городским населением.
Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 68 единиц при одновременном сокращении численности учащихся в них на 33,9 тысячи человек.
Из-за отсутствия достаточного финансирования темпы старения и износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и строительства новых.
Так, 221 учреждение образования требует капитального ремонта, в 42 процентах сельских школ не имеется систем канализации.
В две смены занимаются 336 школ (17,9 тыс.учащихся), две школы (40 учащихся) занимаются в три смены.
В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.
Число сельских библиотек в сравнении с 1997 годом сократилось на 17 единиц. При увеличении числа стационарных клубных учреждений на 14 единиц, число передвижных клубных учреждений (автоклубов), обслуживающих жителей малонаселенных пунктов, сократилось на 29 единиц.
Несмотря на сокращение за последние годы числа зданий клубов, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, в 2 раза, а помещений библиотек в 3 раза, процент зданий, требующих капитального ремонта, остается высоким.
По состоянию на 1 января 2009 года в капитальном ремонте нуждаются 249 клубных учреждений и 35 библиотек, в аварийном состоянии находятся 29 клубных учреждений и 7 библиотек.
В связи с закрытием клубных учреждений, в том числе по причине аварийного состояния зданий, число посадочных мест в зрительных и лекционных залах сократилось на 18,2 тысячи.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год.
Более 4,3 тыс. км воздушных электрических линий и 1265 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30 процентов линий электропередач, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в ветхом, технически непригодном состоянии.
В сельской местности Алтайского края эксплуатируется более 600 км распределительных газовых сетей, частично газифицированы природным газом сельские населенные пункты, находящиеся в 6 районах (Зональном, Первомайском, Тальменском, Павловском, Косихинском, Троицком). Количество газифицированных домов (квартир) составляет более 8 тысяч.
Протяженность водопроводных сетей на селе составляет 9326,8 км, в том числе 8112,8 км - внутрипоселковые и 1214 км - групповые. Централизованное водоснабжение имеется в 610 сельских населенных пунктах (38 процентов от общего количества сельских поселений Алтайского края).
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 54 процента локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 8 процентов - в полном восстановлении. В результате 62 процента сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Существующая сеть электросвязи в сельских поселениях в значительной степени изношена. Обеспечение телефонной связью населения и учреждений социальной сферы сдерживается отсутствием технической возможности.
Более 13 процентов дорог общего пользования между сельскими поселениями - грунтовые. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, снижения сроков службы автопарка, создает дополнительные трудности в организации автобусного сообщения. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгового и других видов сервиса.
Проблемы пожарной охраны, наряду с другими вопросами, влияющими на социальную ситуацию в сельской местности, в регионе до настоящего времени не решены в полном объеме.
491 населенный пункт, или 30 процентах от их общего количества, в которых проживает 8 процентов населения края, расположены от подразделений Государственной противопожарной службы на расстоянии, превышающем 12 км (нормативный радиус выезда), и в этих населенных пунктах нет других противопожарных формирований с выездной пожарной техникой.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Исходя из задач социально-экономической политики Алтайского края и страны в целом на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение программных мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" обусловлена:
социально-политической остротой проблемы;
необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2008-2012 годы";
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские поселения не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
2. Основные цели, задачи и программные мероприятия
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов и рабочих поселков;
сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, повышение престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
создание правовых, организационных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;
улучшение социально-демографической ситуации на селе, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности.
Мероприятия программы направлены на решение следующих основных задач:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом;
активизация культурно-досуговой деятельности на селе;
повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений;
создание условий для удовлетворения потребностей сельского населения в доступной, надежной и качественной телекоммуникационной связи;
расширение и приведение в нормативно-техническое состояние сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
обеспечение противопожарной защиты сельского населения.
Учитывая возможности всех уровней бюджетной системы, поставленные в программе задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских поселений, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских поселений.
Для решения указанных задач предусматривается:
предоставление приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений на федеральном, краевом и районном уровнях;
разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных и жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;