ЗАКОН

 ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 21 мая 2009 года N 36-РЗ


О противодействии коррупции в Чеченской Республике

(в редакции Законов Чеченской Республики от 20.11.2009 N 66-РЗ, от 14.02.2011 N 1-РЗ, от 17.06.2013 N 15-РЗ, от 16.02.2015 N 5-РЗ, от 10.06.2015 N 21-РЗ, от 17.01.2016 N 2-РЗ, от 16.09.2019 N 39-РЗ, от 10.01.2020 N 1-РЗ, от 07.07.2020 N 38-РЗ, от 21.06.2022 N 33-РЗ, от 18.05.2023 N 15-РЗ)

Принят
Парламентом Чеченской Республики
30 апреля 2009 года



Преамбула исключена. - Закон Чеченской Республики от 20.11.2009 N 66-РЗ.



Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:


1) коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;


2) противодействие коррупции - деятельность органов государственной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:


(в ред. Закона Чеченской Республики от 07.07.2020 N 38-РЗ)


а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);


б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);


в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;


3) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, а также их проектах в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий;


4) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также анализ и оценка результатов деятельности по противодействию коррупции;


(в ред. Закона Чеченской Республики от 17.06.2013 N 15-РЗ)


5) коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупции в процессе реализации таких норм;


6) коррупциогенный фактор - положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.


(п. 6 в ред. Закона Чеченской Республики от 17.06.2013 N 15-РЗ)



Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции в Чеченской Республике


Правовую основу противодействия коррупции в Чеченской Республике составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Чеченской Республики, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Чеченской Республики и правовые акты органов местного самоуправления Чеченской Республики.



Статья 3. Принципы противодействия коррупции


Противодействие коррупции в Чеченской Республике основывается на принципах, заложенных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции").


(в ред. Закона Чеченской Республики от 16.02.2015 N 5-РЗ)



Статья 4. Меры по профилактике коррупции


1. Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:


1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, в том числе путем антикоррупционной пропаганды;


2) принятие и реализация программ противодействия коррупции;


3) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных правовых актов Чеченской Республики;


4) предъявление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации специальных (квалификационных) требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной гражданской службы Чеченской Республики или муниципальной службы в Чеченской Республике;


(в ред. Закона Чеченской Республики от 17.06.2013 N 15-РЗ)


4.1) проверка в установленном порядке сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданами, претендующими на замещение государственных или муниципальных должностей, должностей государственной гражданской или муниципальной службы или лицами, замещающими указанные должности, и установление в соответствии с федеральным законодательством о государственной гражданской или муниципальной службе в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной гражданской или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный соответствующими нормативными правовыми актами, с замещаемой должности государственной гражданской или муниципальной службы или для применения иных мер юридической ответственности за непредставление сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;


(п. 4.1 введен Законом Чеченской Республики от 17.06.2013 N 15-РЗ)


5) внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики классного чина или при его поощрении;


(в ред. Закона Чеченской Республики от 07.07.2020 N 38-РЗ)


6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики по противодействию коррупции.


2. Органы государственной власти Чеченской Республики, органы местного самоуправления Чеченской Республики принимают нормативные правовые акты, направленные на реализацию мер по профилактике коррупции в пределах своих полномочий.



Статья 5. Основные направления деятельности органов государственной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления в Чеченской Республике по повышению эффективности противодействия коррупции


1. Основными направлениями деятельности органов государственной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления Чеченской Республики по повышению эффективности противодействия коррупции являются:


1) участие в реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции;


2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;


3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение, прежде всего, государственных гражданских служащих Чеченской Республики и муниципальных служащих в Чеченской Республике, а также физических лиц к более активному участию в противодействии коррупции с целью формирования в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;


4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;


5) соблюдение антикоррупционных стандартов, установленных федеральным законодательством для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;


6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности;


7) обеспечение независимости средств массовой информации;


8) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;


9) участие в совершенствовании организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;


10) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;


11) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;


(в ред. Закона Чеченской Республики от 16.02.2015 N 5-РЗ)


12) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;


13) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;


14) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;


15) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;


16) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;


17) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления Чеченской Республики;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»