Неделя «Техэксперт» • 13-17 февраля 2023 года
КОНФЕРЕНЦИЯ «ИЗМЕНЕНИЯ 2023:
НОВЫЕ ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА, ИНСТРУКЦИИ»


ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 июня 2009 года N 439-ЗО


О радиационной безопасности населения Челябинской области

(с изменениями на 1 сентября 2021 года)

(в ред. Законов Челябинской области от 29.10.2009 N 493-ЗО, от 26.05.2011 N 139-ЗО, от 25.08.2011 N 177-ЗО, от 26.01.2012 N 271-ЗО, от 26.09.2013 N 550-ЗО, от 04.04.2017 N 523-ЗО, от 04.03.2020 N 109-ЗО, от 01.09.2021 N 399-ЗО)



Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 28 мая 2009 г. N 1788




Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом


Настоящий Закон регулирует отношения в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области в целях охраны его здоровья от вредного воздействия ионизирующего излучения.



Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе


1. Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:


1) радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;


2) радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;


3) исключен. - Закон Челябинской области от 26.01.2012 N 271-ЗО;


4) радиационная обстановка - обобщенная характеристика пространственного и временного распределения уровней содержания радионуклидов в природной среде и доз облучения населения на определенной территории;


5) радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;


6) радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.


(п. 6 в ред. Закона Челябинской области от 25.08.2011 N 177-ЗО)


2. Применяемые в настоящем Законе иные понятия соответствуют понятиям, используемым в Федеральном законе "О радиационной безопасности населения" и Федеральном законе "Об использовании атомной энергии".



Статья 3. Задачи настоящего Закона


Основными задачами настоящего Закона являются:


1) разграничение полномочий органов государственной власти Челябинской области в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области;


2) обеспечение радиационной безопасности населения Челябинской области с учетом специфических условий Челябинской области, обусловленных расположением на ее территории ядерно опасных и радиационно опасных объектов, наличием территорий, загрязненных в результате радиационных аварий радионуклидами искусственного происхождения, и территорий с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения, создаваемым излучением природных радионуклидов (далее - повышенный естественный радиационный фон).



Статья 4. Принципы обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области


1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области являются:


1) принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;


2) принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;


3) принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.


2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения Челябинской области основывается на следующих принципах:


1) предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;


2) виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.



Статья 5. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности населения Челябинской области


1. Радиационная безопасность населения Челябинской области обеспечивается путем:


1) проведения комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;


2) осуществления органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в сфере обеспечения радиационной безопасности населения;


3) информирования населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;


4) обучения населения в сфере обеспечения радиационной безопасности.


2. Проведение комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера обеспечивается за счет:


1) соблюдения организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, правил, норм и нормативов в сфере обеспечения радиационной безопасности населения;


2) совершенствования технологических процессов, осуществляемых на ядерно опасных и радиационно опасных объектах, в том числе технологий обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;


3) планирования и проведения мероприятий по:


снижению уровней радиационного воздействия на население Челябинской области в местах размещения ядерно опасных и радиационно опасных объектов, на территориях, загрязненных в результате радиационных аварий радионуклидами искусственного происхождения, на территориях с техногенно измененным радиационным фоном и с повышенным естественным радиационным фоном;


реабилитации территорий Челябинской области, загрязненных в результате радиационных аварий радионуклидами искусственного происхождения, и по улучшению социально-экономических условий проживания населения на таких территориях;


обеспечению радиационной безопасности населения Челябинской области при использовании источников ионизирующего излучения;


обеспечению радиационной безопасности населения Челябинской области при радиационной аварии, ликвидации ее последствий на разных поставарийных этапах;


4) исключен. - Закон Челябинской области от 26.01.2012 N 271-ЗО;


5) выявления территорий и объектов, на которых размещены вещества и материалы с повышенным содержанием радионуклидов;


6) иных мероприятий.



Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания Челябинской области в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области


Законодательное Собрание Челябинской области:


1) принимает нормативные правовые акты в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области в пределах своих полномочий;


2) осуществляет контроль за исполнением законов Челябинской области, регулирующих отношения в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области;


3) проводит депутатские слушания по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области.



Статья 7. Полномочия Правительства Челябинской области в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области


Правительство Челябинской области:


1) обеспечивает условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области в пределах своих полномочий;


2) принимает нормативные правовые акты в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области в пределах своих полномочий;


3) осуществляет полномочия собственника в отношении радиационных источников и радиоактивных веществ, находящихся в государственной собственности Челябинской области;


4) устанавливает порядок обсуждения вопросов использования атомной энергии на территории Челябинской области с участием организаций, общественных организаций (объединений) и граждан;


5) принимает решения о размещении и сооружении на территории Челябинской области радиационных источников, радиоактивных веществ, находящихся в государственной собственности Челябинской области;


(в ред. Закона Челябинской области от 25.08.2011 N 177-ЗО)


6) согласовывает решения Правительства Российской Федерации о месте размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов (далее - пункты хранения), находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований, размещение и сооружение которых предполагается на территории Челябинской области;