ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
от 8 мая 2009 года N 820-IV
О некоторых вопросах социального партнерства в сфере труда
Принят
Народным Хуралом
Республики Бурятия
29 апреля 2009 года
Термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Российской Федерации.
Правовую основу социального партнерства в сфере труда в Республике Бурятия (далее - социальное партнерство) составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Бурятия, регулирующие отношения в сфере труда в Республике Бурятия, а в случаях, установленных федеральными законами и настоящим Законом, - нормативные правовые акты муниципальных образований, а также настоящий Закон.
Социальное партнерство осуществляется на:
региональном (республиканском) уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Республике Бурятия;
отраслевом (межотраслевом) уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда муниципальными образованиями в Республике Бурятия;
локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
1. На всех уровнях социального партнерства, определенных статьей 3 настоящего Закона, образуются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон социального партнерства.
2. В Республике Бурятия образуется постоянно действующая республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с законом Республики Бурятия.
3. На региональном (республиканском) и территориальном уровнях могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, порядок деятельности которых определяется трудовым законодательством.
4. В муниципальных образованиях в Республике Бурятия могут образовываться соответствующие территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5. На локальном уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Территориальная комиссия состоит из представителей органов местного самоуправления, территориальных организаций профессиональных союзов и их объединений и территориальных объединений работодателей (далее - стороны территориальной комиссии).
Территориальная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия, иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия, а также положениями о территориальных комиссиях, утвержденными представительными органами муниципальных образований.
Территориальная комиссия формируется на основе принципов добровольности участия представителей сторон территориальной комиссии в деятельности территориальной комиссии, паритетности и равноправия сторон, полномочности их представителей, самостоятельности и независимости сторон территориальной комиссии при определении персонального состава своих представителей в территориальной комиссии.
Представители сторон территориальной комиссии являются членами территориальной комиссии. Количество членов территориальной комиссии от каждой из сторон территориальной комиссии равное и не может превышать 6 человек.
Ротация представителей сторон в территориальной комиссии осуществляется не реже чем один раз в четыре года с обновлением 25 процентов состава представителей.
Замена представителей органов местного самоуправления, территориальных объединений работодателей и территориальных объединений профессиональных союзов в территориальной комиссии осуществляется также в случаях оставления ими должности (отставка, расторжение трудового договора, переход на другую работу, должность, окончание срока полномочий и другое), реорганизации либо ликвидации органа местного самоуправления, территориального объединения работодателей и территориального объединения профессиональных союзов.
Утверждение и замена представителей территориальных профессиональных союзов и их объединений, территориальных объединений работодателей в территориальной комиссии осуществляются решением органов указанных объединений.
Утверждение и замена представителей органов местного самоуправления производятся решением соответствующего органа местного самоуправления.
Основными задачами территориальной комиссии являются:
ведение коллективных переговоров по подготовке проекта и заключению территориального соглашения;
рассмотрение вопросов по инициативе сторон территориальной комиссии, возникших в ходе выполнения территориального соглашения;
осуществление контроля за ходом выполнения территориального соглашения, разрешение разногласий, возникших в ходе его выполнения, а также урегулирование вопросов, по которым не достигнуто согласия.
Иные задачи территориальной комиссии определяются положением о территориальной комиссии.
Территориальная комиссия вправе:
согласовывать интересы сторон территориальной комиссии при разработке, реализации территориального соглашения и выполнении решений территориальной комиссии;
осуществлять в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта территориального соглашения взаимодействие с республиканской трехсторонней комиссией, отраслевыми комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, другими органами социального партнерства;
осуществлять контроль за выполнением своих решений;
приглашать для участия в своей деятельности представителей других организаций, не являющихся членами территориальной комиссии, создавать рабочие группы с привлечением экспертов, ученых и специалистов;
определять в соответствии с законодательством порядок подготовки проекта и заключения территориального соглашения;
осуществлять иные права, предусмотренные положением о территориальной комиссии.
Территориальная комиссия разрабатывает и утверждает регламент территориальной комиссии.
Заседание территориальной комиссии считается правомочным при наличии более половины членов от каждой из ее сторон.
Решение территориальной комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны территориальной комиссии.
Порядок принятия решения каждой стороной территориальной комиссии определяется регламентом территориальной комиссии.
Члены территориальной комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания территориальной комиссии.
1. Координатор территориальной комиссии назначается главой муниципального образования. Координатор территориальной комиссии не является членом территориальной комиссии.
2. Координатор территориальной комиссии:
1) организует деятельность территориальной комиссии, председательствует на ее заседаниях;
2) утверждает состав рабочих групп;
3) оказывает содействие в согласовании позиций сторон;
4) подписывает планы работы и решения территориальной комиссии;
5) руководит секретариатом территориальной комиссии, который осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о территориальной комиссии;
6) запрашивает у органов местного самоуправления информацию о заключаемых и заключенных соглашениях и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций территориальной комиссии;
7) приглашает для участия в работе территориальной комиссии представителей муниципальных образований, территориальных объединений работодателей и территориальных объединений профессиональных союзов, не являющихся членами территориальной комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
8) направляет по согласованию с органами местного самоуправления, территориальными объединениями работодателей и территориальными объединениями профессиональных союзов членов территориальной комиссии для участия в проводимых указанными органами и объединениями заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;
9) проводит в пределах своей компетенции в период между заседаниями территориальной комиссии консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;
10) информирует территориальную комиссию о мерах, принимаемых органами местного самоуправления, по вопросам социально-трудовых отношений;
11) информирует руководителей органов местного самоуправления о деятельности территориальной комиссии.
3. Координатор территориальной комиссии не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.
1. Деятельность каждой из сторон территориальной комиссии организует координатор стороны, который является членом территориальной комиссии.
2. Координатор стороны, представляющей исполнительный орган местного самоуправления, назначается главой муниципального образования.
3. Координаторы сторон, представляющих территориальные объединения работодателей и территориальные объединения профессиональных союзов, избираются (назначаются) указанными сторонами.
4. Координатор каждой из сторон по ее поручению вносит координатору территориальной комиссии предложения о проведении внеочередного заседания территориальной комиссии. В этом случае координатор территориальной комиссии обязан созвать заседание территориальной комиссии в течение двух недель со дня получения указанного предложения или в иной согласованный сторонами срок.
5. Координатор каждой из сторон вправе приглашать для участия в работе территориальной комиссии экспертов, ученых и специалистов, не являющихся членами территориальной комиссии.
Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности территориальной комиссии осуществляется в порядке, определяемом положением о территориальной комиссии.
1. По предложению сторон соглашения руководитель органа исполнительной власти Республики Бурятия, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, или органа местного самоуправления в Республике Бурятия имеют право после опубликования соответствующего отраслевого (межотраслевого), территориального соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное соглашение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
2. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в орган, направивший предложение о присоединении к соглашению, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
3. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель органа, направившего предложение о присоединении к соглашению, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения и выработки окончательного решения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
1. Коллективный договор, соглашение в срок, установленный федеральным законодательством, направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрация.
2. Уведомительная регистрация отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на республиканском, территориальных уровнях, производится органом исполнительной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Одновременно с соглашением, направляемым на уведомительную регистрацию, представляются:
1) список организаций, на которые распространяется соглашение, и информация о численности работников данных организаций;