1. Формирование региональной политики, разработка предложений по источникам финансирования.
Для выработки эффективной политики, способствующей мотивации населения к здоровому образу жизни и созданию благоприятной окружающей среды для сохранения и укрепления здоровья, необходимо развивать сотрудничество со всеми секторами гражданского общества. Особенно важно создание ориентированных на население подходов к профилактике заболеваний, при этом особое внимание следует уделить уязвимым группам населения (дети, подростки, пожилые люди), нужно также учитывать неравенство в состоянии здоровья между различными социальными группами.
Для этого предполагается:
1) признать, что формирование здорового образа жизни - это не только медицинская, но и социально-экономическая проблема, проблема государственного уровня; соответственно и пути ее решения должны быть общегосударственными мерами с участием всего сообщества;
2) придать первостепенное значение решению данной проблемы в системе здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры. Для этого должны быть предприняты организационные усилия и выделены адекватные человеческие, технические и финансовые ресурсы;
3) создать систему подготовки кадров для осуществления мероприятий по формированию здорового образа жизни во всех указанных ведомствах;
4) привлечь средства массовой информации (СМИ) для просвещения населения о причинах заболеваний, основных методах их профилактики, основах здорового образа жизни, выделить для этого государственные ресурсы как финансовые, так и информационные.
Финансирование мероприятий по формированию здорового образа жизни предполагается за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
2. Развитие и совершенствование нормативной правовой базы, направленной на совершенствование системы государственного управления в сфере профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни.
3. Совершенствование профилактической составляющей системы здравоохранения.
Разработка и осуществление профилактических программ невозможны без эффективного партнерства медицинского и немедицинского секторов, государственных и частных организаций, научно-исследовательских учреждений и профессиональных научных обществ, общественных организаций, а также активного участия самого населения.
Медицинские работники должны играть важную роль в просвещении и продвижении ключевых методов профилактики в различные секторы, такие как окружающая среда, спорт, транспорт и другие.
Для реализации работы в данном направлении Министерству здравоохранения Свердловской области необходимо развивать службу медицинской профилактики, которая имеет большой потенциал для сохранения и укрепления здоровья.
В системе здравоохранения большое внимание следует уделить разработке и осуществлению мероприятий по контролю факторов риска заболеваний, в частности курения, артериальной гипертонии, гиперхолестеринемии, сахарного диабета второго типа, выделению людей с высоким риском развития заболеваний. Могут применяться как медикаментозные вмешательства, так и немедикаментозные методы коррекции и контроля факторов риска неинфекционных заболеваний.
Реализация предлагаемой Концепции направлена на создание благоприятных условий для предупреждения инфекционных заболеваний методами вакцинопрофилактики.
Профилактика должна стать частью практической деятельности медицинских работников, а программы профилактики заболеваний должны быть интегрированы в обязанности учреждений медицинского сектора здравоохранения. Для этого нужно развитие стимулов, способствующих таким изменениям (как материальных, так и моральных).
Важным шагом должна стать поддержка развития семейной медицины как эффективного направления профилактической работы.
В формирование здорового образа жизни существенный вклад может внести Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.
4. Подготовка кадров.
Для осуществления мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения необходимо достаточное количество квалифицированных медицинских и немедицинских кадров.
Однако в настоящее время отсутствует единая система стандартов обучения профилактике заболеваний как на пред-, так и на последипломном уровне, система подготовки немедицинских кадров, система непрерывного профессионального развития в этой области, что могло бы позволить специалистам обновлять их навыки и опыт посредством тренировок и обучения.
Специалисты в области профилактики заболеваний могут быть подготовлены не только из медиков и педагогов. Профессионалы других специальностей: психологи, социальные работники, журналисты, лица, принимающие решения, могут также быть обучены методам профилактики.
Для ликвидации этих пробелов необходимо развитие системы обучения и получения навыков не только в традиционных областях - профилактики и эпидемиологии, - но и новых, таких как укрепление здоровья, доказательная медицина, оценка воздействия разнообразных факторов на здоровье.
Для подготовки высококвалифицированных специалистов предполагается:
1) создать и утвердить стандарты обучения по вопросам сохранения и укрепления здоровья для подготовки кадров с различными по специализации программами подготовки;
2) включить в программы обучения не только теоретические аспекты профилактики, но и реальные практические навыки, необходимые для ежедневной работы специалистов в области профилактики заболеваний;
3) развивать систему непрерывного профессионального развития, тренировок и обновления навыков;
4) пересмотреть и дополнить существующие программы обучения современными методами подготовки специалистов по обучению населения основам здорового образа жизни, методам улучшения здоровья и профилактики заболеваний.