1. Законопроект в Народном Хурале рассматривается не менее чем в двух чтениях. При рассмотрении законопроекта обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта, его актуальности, практической значимости и соответствия основных положений законопроекта федеральному и республиканскому законодательству. В исключительных случаях на одном и том же заседании сессии Народного Хурала принятый в первом чтении законопроект может быть рассмотрен сразу во втором чтении.
2. В начале рассмотрения законопроекта в Народном Хурале с докладом выступает субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект либо его представитель (далее - субъект права законодательной инициативы). В случае необходимости субъект права законодательной инициативы дает дополнительные разъяснения и отвечает на вопросы по существу законопроекта. Председатель ответственного комитета, комиссии Народного Хурала докладывает решение ответственного комитета, комиссии.
3. Председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов Народного Хурала возражения против рекомендаций ответственного комитета, комиссии. Если возражения имеются, то все спорные поправки ставятся на голосование.
4. По результатам обсуждения законопроекта Народный Хурал принимает одно из следующих решений:
принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок; отклонить законопроект; принять закон сразу в двух чтениях.
5. После окончания обсуждения законопроекта на голосование ставится предложение о его принятии в первом чтении, либо о принятии закона сразу в двух чтениях. Если по итогам голосования о принятии законопроекта в первом чтении либо сразу в двух чтениях не набрано необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется специальным постановлением Народного Хурала. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту законодательной инициативы.
6. Принятие законопроекта в первом чтении означает, что Народный Хурал согласился с концепцией законопроекта, но принятый текст будет дорабатываться путем внесения в него поправок, не изменяющих одобренную концепцию.
7. Постановление Народного Хурала о принятии законопроекта в первом чтении и законопроект направляются соответствующим субъектам права законодательной инициативы, указанным в статье 35 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, при этом в Верховный Суд Республики Калмыкия, Арбитражный суд Республики Калмыкия и представительные органы местного самоуправления - по вопросам их ведения. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в виде изменения наименования законопроекта, редакций статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей и статей законопроекта.
8. Субъект права законодательной инициативы или его представители изучают и обобщают внесенные поправки и дорабатывают с их учетом законопроект ко второму чтению. Доработанный ко второму чтению законопроект вносится в Народный Хурал субъектом права законодательной инициативы в порядке, установленном статьей 68, пунктами 1, 5, 6 статьи 69 настоящего Регламента.
9. Народный Хурал может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. В этом случае законопроект публикуется в газете "Хальмг Унн".
10. Рассмотрение законопроекта во втором чтении начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, в котором указываются поправки, внесенные в законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений. Далее субъект права законодательной инициативы отвечает на вопросы по существу законопроекта, после чего заслушивается решение ответственного комитета, комиссии Народного Хурала. Председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов Народного Хурала возражения против рекомендаций ответственного комитета, комиссии. Если возражения имеются, то все спорные поправки ставятся на голосование. По результатам обсуждения законопроекта Народный Хурал принимает одно из следующих решений:
отклонить законопроект;
принять закон в окончательном чтении.
11. После окончания обсуждения законопроекта во втором чтении на голосование ставится предложение о его принятии в окончательном чтении. Если по итогам голосования не набрано необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется специальным постановлением Народного Хурала. Отклоненный
законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту законодательной инициативы.