Недействующий


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

от 17 апреля 2009 года N 36-РЗ

Об антикоррупционной экспертизе правовых актов Республики Коми и их проектов

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Коми от 30 сентября 2009 года N 84-РЗ
____________________________________________________________________

Принят
Государственным Советом
Республики Коми
9 апреля 2009 года

Статья 1


Правовое регулирование в сфере проведения антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми "О противодействии коррупции в Республике Коми", настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Коми.

Статья 2


Антикоррупционной экспертизе подлежат правовые акты Республики Коми (далее - правовой акт) и их проекты, в том числе:

1) законы Республики Коми и постановления Государственного Совета Республики Коми и их проекты;

2) указы Главы Республики Коми и распоряжения Главы Республики Коми и их проекты;

3) постановления Правительства Республики Коми и распоряжения Правительства Республики Коми и их проекты;

4) правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми и их проекты;

5) правовые акты государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, и их проекты;

6) правовые акты иных государственных органов Республики Коми и их проекты.

Статья 3


Антикоррупционная экспертиза проводится на основе следующих принципов:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов Республики Коми;

2) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы в отношении правовых актов и их проектов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;

3) соблюдение баланса защиты прав и свобод граждан и эффективности деятельности органов публичной власти Республики Коми;

4) объективность, мотивированность и законность экспертных заключений;

5) гласность и учет общественного мнения при проведении антикоррупционной экспертизы.

Статья 4


Основными задачами антикоррупционной экспертизы являются:

1) выявление в правовых актах и их проектах положений, способствующих возникновению коррупционных отношений в деятельности органов публичной власти Республики Коми;

2) внесение рекомендаций по устранению выявленных коррупционных факторов.

Статья 5


Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении:

1) законов Республики Коми и постановлений Государственного Совета Республики Коми и их проектов - Контрольно-счетной палатой Республики Коми;

2) указов Главы Республики Коми и распоряжений Главы Республики Коми, правовых актов государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми, и их проектов - органом, уполномоченным Главой Республики Коми;

3) постановлений Правительства Республики Коми и распоряжений Правительства Республики Коми, правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми, правовых актов государственных органов Республики Коми, образованных Правительством Республики Коми, и их проектов - органом, уполномоченным Правительством Республики Коми;

4) правовых актов иных государственных органов Республики Коми и их проектов - государственными органами Республики Коми, принимающими правовые акты.

Статья 6

1. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.

2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить указанную экспертизу каждой нормы правового акта и его проекта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

3. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения правового акта и его проекта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц правового акта и его проекта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.

В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в правовом акте и его проекте выявленных коррупционных факторов.

4. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся к коррупционным факторам, установленным статьей 7 настоящего Закона, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

5. Экспертные заключения Контрольно-счетной палаты Республики Коми и Общественной палаты Республики Коми в отношении правовых актов и их проектов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, рассматриваются в порядке, установленном Государственным Советом Республики Коми.

6. Иные экспертные заключения органов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы, рассматриваются органами, принимающими правовые акты в пределах своей компетенции.

Статья 7

1. Коррупционными факторами являются:

1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти Республики Коми, государственного органа Республики Коми, образованного Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, иного государственного органа Республики Коми (далее - государственные органы Республики Коми);

2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

3) факторы системного характера.

2. Факторы, связанные с реализацией полномочий государственных органов Республики Коми, выражаются в:

1) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий государственных органов Республики Коми (их должностных лиц);

2) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения государственными органами Республики Коми (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

4) злоупотреблении правом заявителя государственными органами Республики Коми (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

5) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов Республики Коми (их должностных лиц);

6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа Республики Коми, принявшего первоначальный правовой акт;

7) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции государственных органов Республики Коми (их должностных лиц);

8) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;  

9) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов и выражаются в:

1) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности;

2) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения государственными органами Республики Коми (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

3) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

4) отсутствии запретов и ограничений для государственных органов Республики Коми (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских служащих Республики Коми в коррупциогенных отраслях;

5) отсутствии мер ответственности государственных органов Республики Коми (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

6) отсутствии указания на формы, виды контроля за государственными органами Республики Коми (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями государственных органов Республики Коми (их должностных лиц, государственных гражданских служащих Республики Коми);

7) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности государственных органов Республики Коми (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе правового акта и его проекта, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов Республики Коми (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения государственных органов Республики Коми (их должностных лиц).

Статья 8

1. Правила проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, устанавливаются законом Республики Коми.

2. Правила проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 5 настоящего Закона, устанавливаются Правительством Республики Коми.

3. Правила проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, указанных в пункте 4 статьи 5 настоящего Закона, определяются государственными органами Республики Коми, принявшими правовые акты.

Статья 9


Общественная экспертиза правовых актов и их проектов осуществляется Общественной палатой Республики Коми в соответствии с Законом Республики Коми "Об Общественной палате Республики Коми" и настоящим Законом.  

Статья 10


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Главе Республики Коми, Правительству Республики Коми принять необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.



Глава
Республики Коми
В.А.Торлопов

г.Сыктывкар

17 апреля 2009 года

N 36-РЗ


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный портал Республики Коми

http://www.law.rkomi.ru/ по состоянию

на 29.04.2009



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»