РЕСПУБЛИКИ КОМИ
от 17 апреля 2009 года N 36-РЗ
Об антикоррупционной экспертизе правовых актов Республики Коми и их проектов
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Коми от 30 сентября 2009 года N 84-РЗ
____________________________________________________________________
Принят
Государственным Советом
Республики Коми
9 апреля 2009 года
Правовое регулирование в сфере проведения антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, Законом Республики Коми "О противодействии коррупции в Республике Коми", настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Коми.
Антикоррупционной экспертизе подлежат правовые акты Республики Коми (далее - правовой акт) и их проекты, в том числе:
1) законы Республики Коми и постановления Государственного Совета Республики Коми и их проекты;
2) указы Главы Республики Коми и распоряжения Главы Республики Коми и их проекты;
3) постановления Правительства Республики Коми и распоряжения Правительства Республики Коми и их проекты;
4) правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми и их проекты;
5) правовые акты государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, и их проекты;
6) правовые акты иных государственных органов Республики Коми и их проекты.
Антикоррупционная экспертиза проводится на основе следующих принципов:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов Республики Коми;
2) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы в отношении правовых актов и их проектов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
3) соблюдение баланса защиты прав и свобод граждан и эффективности деятельности органов публичной власти Республики Коми;
4) объективность, мотивированность и законность экспертных заключений;
5) гласность и учет общественного мнения при проведении антикоррупционной экспертизы.
Основными задачами антикоррупционной экспертизы являются:
1) выявление в правовых актах и их проектах положений, способствующих возникновению коррупционных отношений в деятельности органов публичной власти Республики Коми;
2) внесение рекомендаций по устранению выявленных коррупционных факторов.
Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении:
1) законов Республики Коми и постановлений Государственного Совета Республики Коми и их проектов - Контрольно-счетной палатой Республики Коми;
2) указов Главы Республики Коми и распоряжений Главы Республики Коми, правовых актов государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми, и их проектов - органом, уполномоченным Главой Республики Коми;
3) постановлений Правительства Республики Коми и распоряжений Правительства Республики Коми, правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми, правовых актов государственных органов Республики Коми, образованных Правительством Республики Коми, и их проектов - органом, уполномоченным Правительством Республики Коми;
4) правовых актов иных государственных органов Республики Коми и их проектов - государственными органами Республики Коми, принимающими правовые акты.
1. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить указанную экспертизу каждой нормы правового акта и его проекта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
3. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения правового акта и его проекта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц правового акта и его проекта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в правовом акте и его проекте выявленных коррупционных факторов.
4. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся к коррупционным факторам, установленным статьей 7 настоящего Закона, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
5. Экспертные заключения Контрольно-счетной палаты Республики Коми и Общественной палаты Республики Коми в отношении правовых актов и их проектов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, рассматриваются в порядке, установленном Государственным Советом Республики Коми.
6. Иные экспертные заключения органов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы, рассматриваются органами, принимающими правовые акты в пределах своей компетенции.
1. Коррупционными факторами являются:
1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти Республики Коми, государственного органа Республики Коми, образованного Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, иного государственного органа Республики Коми (далее - государственные органы Республики Коми);
2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
3) факторы системного характера.
2. Факторы, связанные с реализацией полномочий государственных органов Республики Коми, выражаются в:
1) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий государственных органов Республики Коми (их должностных лиц);
2) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения государственными органами Республики Коми (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
4) злоупотреблении правом заявителя государственными органами Республики Коми (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
5) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов Республики Коми (их должностных лиц);
6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа Республики Коми, принявшего первоначальный правовой акт;
7) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции государственных органов Республики Коми (их должностных лиц);
8) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
9) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов и выражаются в:
1) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности;
2) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения государственными органами Республики Коми (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
3) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
4) отсутствии запретов и ограничений для государственных органов Республики Коми (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских служащих Республики Коми в коррупциогенных отраслях;
5) отсутствии мер ответственности государственных органов Республики Коми (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
6) отсутствии указания на формы, виды контроля за государственными органами Республики Коми (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями государственных органов Республики Коми (их должностных лиц, государственных гражданских служащих Республики Коми);
7) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности государственных органов Республики Коми (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе правового акта и его проекта, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов Республики Коми (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения государственных органов Республики Коми (их должностных лиц).
1. Правила проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, устанавливаются законом Республики Коми.
2. Правила проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 5 настоящего Закона, устанавливаются Правительством Республики Коми.
3. Правила проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, указанных в пункте 4 статьи 5 настоящего Закона, определяются государственными органами Республики Коми, принявшими правовые акты.
Общественная экспертиза правовых актов и их проектов осуществляется Общественной палатой Республики Коми в соответствии с Законом Республики Коми "Об Общественной палате Республики Коми" и настоящим Законом.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Главе Республики Коми, Правительству Республики Коми принять необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.
Глава
Республики Коми
В.А.Торлопов
г.Сыктывкар
17 апреля 2009 года
N 36-РЗ
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный портал Республики Коми
http://www.law.rkomi.ru/ по состоянию
на 29.04.2009