АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 апреля 2009 года N 152
Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Алтайского края от 01.03.2013 N 102.
____________________________________________________________________
{Изменения:
1. постановление Администрации Алтайского края от 10 ноября 2011 года N 637;
2. постановление Администрации Алтайского края от 16 декабря 2011 года N 742;
3. постановление Администрации Алтайского края от 9 октября 2012 года N 535.
}
{Новая редакция с изменениями от 9 октября 2012 года.}
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Неудахина Б.А.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на 2009-2012 годы
{Паспорт изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 10 ноября 2011 года N 637.}
Наименованиеведомственной целевой программы | "Развитие свеклосахарного производства в Алтайскомкрае" на 2009 - 2012 годы (далее - "Программа") |
Субъект бюджетного планирования | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края |
Цель программы | создание экономических и технологических условий устойчивого развития свеклосахарного производства, увеличения объемов производства сахарной свёклы, сахара и повышение на этой основе доходов сельского населения |
Задачи программы | укрепление материально-технической базы свеклосахарного производства за счёт приобретения высокопроизводительной ресурсосберегающей свекловичной техники; |
Целевые индикаторы и показатели программы | посевная площадь сахарной свёклы; |
Программныемероприятия | субсидирование части затрат на приобретение средств защиты растений, на перевозку сахарной свёклы автомобильным и железнодорожным транспортом до сахарных заводов; |
Срок реализации программы | 2009-2012 годы |
Объёмы и источники финансирования программы по годам | объём финансирования программы на период 2009-2012гг.составляет в ценах соответствующих лет 1332355 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализациипрограммы | увеличение объёмов производства сахарной свёклы до 440 тыс. тонн; |
Необходимость разработки краевой программы "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы продиктована реальными процессами, происходящими в свеклосахарной отрасли, и стоящими перед ней задачами увеличения производства стратегически важного для питания людей продукта - свекловичного сахара.
Действовавшая ранее краевая целевая программа по развитию свеклосахарного производства позволила стабилизировать состояние свекловодства. Принятая ведомственная целевая программа "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы, в которой развитие свеклосахарного подкомплекса названо приоритетным направлением, закрепляет положительные тенденции в свеклосахарном производстве и определяет новые механизмы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.
Алтайский край входит в число крупнейших производителей сахарной свёклы, посевы которой в 2006 - 2008 гг. занимали в среднем 24 тыс. га, а объёмы производства - 423 тыс. тонн. Благоприятные почвенно-климатические условия позволяют краю получать её устойчивые урожаи.
Производство сахарной свёклы в Алтайском крае за 2006 - 2008 годы
Показатели | Годы | Среднее за 2006-2008 гг. | ||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||
Посевная площадь, | 24,9 | 25,0 | 23,2 | 24,4 |
Валовой сбор, | 337,3 | 471,9 | 460,0 | 423,1 |
Урожайность, | 135,5 | 188,8 | 198,6 | 173,7 |
От результатов работы предприятий свеклосахарной отрасли зависит социально-экономическое состояние посёлков и городов, расположенных в сырьевых зонах сахарных заводов. На территории края действуют три сахарных завода, которые обеспечивают работой 1300 человек.
В настоящее время существующие мощности свеклоперерабатывающих заводов края позволяют освоить 5,6 тыс. тонн сахарной свёклы в сутки. В результате реализации инвестиционных проектов планируется значительное увеличение мощности ОАО "Черемновский сахарный завод". В целом по краю предполагается увеличить мощности по переработке сахарной свеклы к 2012 году до 7,4 тыс. тонн в сутки, что даст возможность выпускать до 110 тыс. тонн сахара-песка. Такой объем произведенного сахара полностью удовлетворяет потребность в нем жителей региона.
В крае разработан проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья", основная идея которого - перевод отраслей АПК на интенсивный путь, что позволит активно развивать свекловодство в крае. Сахарные заводы совместно с сельхозтоваропроизводителями смогут решить важные задачи - обеспечение продовольственной безопасности региона путём наполнения сахарного рынка продукцией собственного производства и улучшение уровня жизни населения.
Государственная поддержка свеклосахарного производства доказывает свою эффективность и целесообразность и является необходимым условием его дальнейшего развития в крае. В результате реализации Программы сахарные заводы увеличат загрузку имеющихся производственных мощностей, что обеспечит снижение затрат на переработку 1 тонны сахарной свёклы. Тем самым будут созданы условия для повышения рентабельности производства.
За последние три года на развитие свеклосахарного производства в крае направлено 1428 млн. рублей, в том числе 1173 млн. рублей собственных средств сельхозтоваропроизводителей, 212 млн. рублей субсидий из краевого и 43 млн. рублей - из федерального бюджетов. Удалось значительно укрепить материально-техническую базу свеклосеющих хозяйств, закупить современную свекловичную технику на сумму 365 млн. рублей, в том числе 31 свеклоуборочный комбайн. Все эти меры позволили значительно увеличить объёмы производства сахарной свёклы в крае и повысить её урожайность.
Несмотря на позитивные тенденции последних трёх лет существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие свеклосахарного производства края.
Ухудшение экономической ситуации в стране, повышение цен на основные материально-технические ресурсы, необходимые при выращивании сахарной свёклы, низкие цены на сырье и сахар, увеличение доли транспортных расходов при доставке сахарной свёклы на перерабатывающие предприятия негативно отразились на рентабельности свеклосахарного производства, а также на снижении посевных площадей. В современных условиях решение изложенных проблем возможно только благодаря использованию комплексного подхода на основе программно-целевого метода.
Объективная необходимость участия государства в развитии свеклосахарного производства обусловлена:
социальной значимостью сахара как необходимого продукта питания, доступного по цене;
высокой затратностью производства сахарной свеклы;
необходимостью оснащения хозяйств современной свекловичной техникой;
недостаточным уровнем обеспеченности населения края сахаром собственной производства.
Целью программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития свеклосахарного производства, увеличения объемов производства сахарной свёклы, сахара и повышение на этой основе доходов сельского населения.
Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:
укрепление материально-технической базы свеклосахарного производства за счёт приобретения высокопроизводительной ресурсосберегающей свекловичной техники;
увеличение производства сахарной свёклы и сахара на основе восстановления почвенного плодородия, применения высокоурожайных сортов и гибридов, внедрения современных технологий выращивания сахарной свёклы.
Таблица 2
Целевой индикатор | Единица измерения | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2012 г. к 2008 г.; |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Производство сахарной свёклы | тыс. тонн | 421 | 294 | 320 | 346 | 440 | 104 |
Урожайность | ц/га | 182 | 196 | 200 | 204 | 220 | 121 |
Площадь посева | тыс. га | 23,0 | 15,0 | 16,0 | 17,0 | 20,0 | 87 |
Удельный вес площади, занятой высокопродуктивнымигибридамии сортамисахарной свёклы отечественного производства, в общейплощади посева | % | 8 0 | 82 | 84 | 86 | 88 | 110 |
Доля агрохолдингов в общем объеме производства сахарной свёклы | % | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 125 |
Производство сахара | тыс. тонн | 54 | 41 | 45 | 48,5 | 61,6 | 114 |
Выручка от реализации сахарной свёклы | млн. руб. | 547,0 | 382,0 | 416,0 | 450,0 | 572,0 | 104 |
Количество дополнительных рабочих мест | ед. | 200 | 200 | 100 | |||
Рентабельность | % | 20,4 | 23,8 | 27,1 | 31,4 | 38,0 | 186 |
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1. Внешние риски:
недостаточный уровень финансирования отрасли со стороны инвесторов на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная конъюнктура рынка товаров и услуг для села (ГСМ, минеральные удобрения, средства защиты растений), а также непредвиденно высокий рост цен на семена, железнодорожные и автотранспортные перевозки, которые могут привести к существенному удорожанию производства сахарной свёклы, снижению рентабельности и сокращению посевных площадей;
неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования.
2. Внутренние риски:
организационные риски, недостаточная профессиональная подготовка кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение ГСМ, семенами, средствами химизации и т. д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме её точного и своевременного финансирования из всех источников и чёткого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на ГСМ, минеральные удобрения, семена, средства защиты растений, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном уровне. При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объёмов сахарной свёклы из-за невыхода на прогнозируемые показатели площадей посева и урожайности. Невыходом на плановые показатели считается площадь посева планируемого года минус 10% от засеянных земель и достижение менее 90% планируемой урожайности сахарной свёклы.
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта от реализации Программы.
Таблица 3
Виды рисков | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Недополучение сахарной свёклы от невыхода на плановую урожайность, тыс. тонн | 29,4 | |||
32 | 34,6 | 44 | ||
Недополучение сахарной свёк-лы от невыхода на плановую посевную площадь, тыс. тонн | 29,4 | 32 | 34,6 | 44 |
Общая оценка рисков: недополучение сахарнойсвёк-лы, тыс. тонн | 58,8 | 64 | 69,2 | 88 |
Недополучение выручки от реализации сахарной свёклы, млн. руб. (для расчета принята цена 1тоннысахарнойсвёклы-1300 руб.) | 76,4 | 83,2 | 90 | 114,4 |