Плотность улично-дорожной сети (далее - УДС) в Санкт-Петербурге составляет 3,9 км/кв.км, в том числе магистральных улиц и дорог - 2 км/кв.км; протяженность УДС - 3140,8 км, в том числе протяженность магистральных улиц и дорог - 1602 км; общая площадь покрытий проезжей части улиц, дорог, проездов и набережных - 37,2 млн.кв.м, тротуаров - 13,0 млн.кв.м.
Распределение УДС отличает высокая неравномерность: ее плотность в районах исторической застройки (Центральный, Адмиралтейский, Петроградский районы Санкт-Петербурга) в 2,8-3,9 раза выше, чем в районах новостроек (Приморский, Фрунзенский, Московский и Выборгский районы Санкт-Петербурга). Плотность магистральной сети исторически сложившихся районов превышает этот показатель в новых районах в 2,4-4,4 раза. Средняя плотность УДС в Санкт-Петербурге ниже значения показателя в Лондоне в 2,4 раза, в Барселоне - в 4,4 раза.
Рекомендуемые значения показателя плотности УДС находятся в диапазоне 4,0-5,5 км/кв.км. Современный показатель плотности УДС в семи районах Санкт-Петербурга из 18 районов ниже рекомендуемого.
С 2000 года по 2010 год протяженность УДС сократилась на три процента (84,1 км) в результате списания более 80 улиц, утративших свое функциональное назначение и отведенных под застройку. Данное явление характерно для районов, в которых в настоящее время ведется интенсивное жилищное строительство.
Особенности УДС Санкт-Петербурга обусловлены большим количеством водных путей и железнодорожных линий, которые являются значительным препятствием для обеспечения транспортных связей между районами Санкт-Петербурга. Пересечение автомагистралями этих естественных и искусственных преград связано с необходимостью строительства инженерно-транспортных сооружений - мостов, путепроводов.
Общее количество мостов в Санкт-Петербурге (включая пригороды) - 402, в том числе: больших - 22 (включая 20 разводных мостов через р.Неву и ее протоки); средних - 175, малых - 205. Среднее расстояние между мостами колеблется от 6,4 км (р.Нева) до 0,3 км (кан.Грибоедова).
Наибольший дефицит мостовых переходов ощущается на р.Б.Нева, р.М.Нева и р.Б.Невка. Особенно актуален вопрос строительства новых мостовых переходов через р.Нева в западных и юго-восточных районах Санкт-Петербурга. Расстояние между Литейным и Большеохтинским мостами составляет 4,6 км, между мостами Александра Невского и Володарским - 6,4 км. Существующее положение вызывает не только трудности, связанные с пропуском транспортных потоков, но и приводит к повышенному износу мостов из-за воздействия интенсивных динамических нагрузок, существенно превышающих нормативные.
Происходящее в течение последних 20 лет резкое увеличение парка автомобильного транспорта привело к существенному увеличению транспортной нагрузки на магистральную сеть города. Загрузка 1 км УДС Санкт-Петербурга по сравнению с 1990 годом возросла в 4,2 раза (при условии равномерного распределения автопарка по УДС).
Важнейшей проблемой существующей УДС Санкт-Петербурга является отставание ее развития от темпов автомобилизации и темпов градостроительного освоения новых территорий, что порождает низкий уровень транспортного обслуживания жителей данных районов и, как следствие, - снижение качества жизни населения.
Скорости сообщения на автомобильном транспорте составляют в среднем по центральной планировочной зоне - 10-15 км/ч, в пределах плотной застройки - 20-26 км/ч, на заторовых направлениях - 6-10 км/ч. Системные заторы регулярно возникают на подходах к 245 перекресткам, что составляет около 20 процентов всех регулируемых пересечений. При этом в периферийных районах периоды неблагоприятных условий движения продолжаются с 7:30 до 10:30 и с 17:00 до 20:30, в центре - с 8:30 до 22:00, а единичные заторы могут наблюдаться до 01:30. Зона неблагоприятных условий движения охватывает практически всю опорную сеть магистралей городского значения и значительную часть магистралей районного значения.
В Санкт-Петербурге насчитывается 22 пешеходных улицы, из них половина расположена в Курортном районе. Наиболее значимыми являются пешеходные зоны на М.Конюшенной и М.Садовой ул., на 6-7-й линиях Васильевского о-ва. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге обустроено 38 км велосипедных дорожек в основном в рекреационных зонах.
Управление транспортными и пешеходными потоками в Санкт-Петербурге обеспечивают 1174 светофорных объекта и 58686 постоянных дорожных знаков. Ежегодно в Санкт-Петербурге обновляется 500-550 тыс.кв.м дорожной разметки, что составляет 50-62 процента потребности.
Сформировавшиеся к настоящему времени компоненты интеллектуальной транспортной системы АСУДД, АСУГПТ и другие не интегрированы в единую систему и имеют ограниченный охват:
к АСУДД подключено 20 процентов светофорных объектов;
АСУГПТ контролирует движение менее 50 процентов подвижного состава наземных видов городского пассажирского транспорта;
оборудование СЭКОП установлено менее чем на 20 процентах подвижного состава наземных видов ГПТ, нестационарное оборудование используется на 50 процентах подвижного состава.
Система оперативного автоматизированного мониторинга состояния транспортного комплекса в целом и система автоматизированного планирования поездок для населения в городе отсутствуют.