Систему пассажирского транспорта общего пользования Санкт-Петербурга формируют:
пять линий метрополитена (64 станции, 69 вестибюлей и семь пересадочных узлов);
39 трамвайных маршрутов;
44 троллейбусных маршрута;
348 автобусных маршрутов регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу;
370 автобусных маршрутов регулярных перевозок с посадкой и высадкой в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте;
сети железной дороги (80 станций и остановочных пунктов пригородного пассажирского хозяйства в черте административных границ Санкт-Петербурга).
Протяженность маршрутной сети наземного транспорта составляет около 11,8 тыс.км, в том числе трамвайная сеть - 458,4 км, троллейбусная - 501,6 км, автобусная - более 10,8 тыс.км. Парк наземных транспортных средств насчитывает около 5800 автобусов различной вместимости, 522 троллейбуса и 627 трамвайных вагонов.
Годовой объем перевозок городским пассажирским транспортом общего пользования Санкт-Петербурга составляет около 2 млрд. поездок (в среднем 5 млн. поездок в день), в том числе:
метрополитен - 43 процента;
автобусный (социальный и коммерческий) транспорт - 36 процентов;
наземный электротранспорт - 18 процентов;
пригородные железнодорожные перевозки в черте Санкт-Петербурга - три процента.
Объем транспортной работы за 2010 год составил: на наземном транспорте общего пользования (на маршрутах по регулируемому тарифу) - 179,9 млн.км; на метрополитене - 202,1 млн. вагонокилометров.
Зона пешеходной доступности станций метрополитена покрывает только порядка 30 процентов территории плотной застройки (площадь без учета площадей акваторий, парков и садов, объектов транспорта и т.п.). В часы пик наполнение подвижного состава метрополитена превышает нормативное в 1,3-1,7 раза, 50 процентов вестибюлей станций метрополитена в пиковые периоды работают с перегрузкой.
Доступность остановок общественного транспорта на большей части территории плотной застройки не превышает 500 м (в соответствии с нормативными значениями).
Средние затраты времени на передвижение с трудовыми и учебными целями с использованием общественного транспорта составляют свыше 70 минут, что на 10-15 процентов выше, чем в Москве. Это обусловлено меньшей развитостью системы скоростного пассажирского транспорта при сопоставимой площади городской территории.
По плотности физически обособленных сетей общественного транспорта Санкт-Петербург уступает европейским столицам (Мадрид, Париж, Лондон) в 3-7 раз.
Средняя скорость сообщения на наземном пассажирском транспорте в часы пик на наиболее загруженных направлениях составляет 8-12 км/ч.
Несмотря на то, что последние годы весь закупаемый Санкт-Петербургом подвижной состав имеет пониженный уровень пола, доля такого состава пока невелика. Недостаточный уровень комфортности подвижного состава характерен, прежде всего, для частных перевозчиков: в 2011 году из почти 4000 автобусов средней и большой вместимости, приобретенных за счет частных инвестиций, полностью низкопольными являются около одного процента. Низкий уровень комфортности характерен и для подвижного состава городского электрического транспорта, что обусловлено недостаточными темпами его обновления.