Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в ГОУ обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
На федеральном уровне определены стратегические задачи развития образовательной системы; решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности.
В проекте стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 годы "Петербургская школа - 2020" определена миссия петербургской школы: равенство в доступности качественного образования для разных и равных детей. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.12.2010 N 1605 создан Совет по развитию системы воспитания и дополнительного образования в Санкт-Петербурге, который призван координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, педагогического сообщества, общественных и научных организаций, иных структур по повышению эффективности воспитательной работы и дополнительного образования детей в регионе. ГОУ могут конкретизировать задачи воспитательной работы, определенные на федеральном и региональном уровнях, с учетом имеющихся условий и самостоятельно определять средства и формы их решения, принимая на себя ответственность за достижение заявленных результатов. В качестве главных организационных условий развития воспитательной работы в ГОУ Санкт-Петербурга рассматривается реализация программ развития, целевых программ воспитания и программ духовно-нравственного воспитания как части образовательных программ.
Согласно данным опроса, проведенного государственным унитарным предприятием "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" в 2010 году, родители обучающихся положительно оценивают развитие дополнительных образовательных услуг в школах и считают, что их количество возросло по сравнению с предыдущим периодом. Подавляющее большинство (85 процентов) петербуржцев, имеющих детей (внуков) школьного возраста, считают, что школа должна давать не только образование, но и воспитывать учащихся.
Большинство (86 процентов) горожан удовлетворены качеством образования, которое получает их ребенок в школе, в том числе более 33 процентов из них считают качество образования в школах Санкт-Петербурга высоким, 8 процентов - низким.
Данные опроса свидетельствуют о том, что во внеучебное время школьники чаще всего ходят на экскурсии, посещают театры, музеи и выставки (87 процентов) и участвуют в праздничных мероприятиях (83 процента). По сравнению с результатами опросов 2008-2009 годов наблюдается увеличение общего количества воспитательных мероприятий в ГОУ; респондентами отмечается многообразие направленности и улучшение качества проводимой работы. Около 60 процентов родителей считают, что этих мероприятий достаточно и даже слишком много. Около половины опрошенных также отметили, что в школе, где учатся их дети (внуки), во внеучебное время проводятся бесплатные дополнительные занятия.
Наряду с приведенными позитивными оценками петербургской школы наблюдаются негативные явления. По мнению 11 процентов респондентов их детям (внукам) приходилось сталкиваться в школе с проблемами преступности или наркомании. О некомфортном морально-психологическом климате в школе заявили 11 процентов петербуржцев.
По мнению родителей и законных представителей обучающихся, для повышения качества школьного образования и воспитания необходимо комплексное улучшение организации учебного процесса, морально-психологического климата в школах и создание эффективных программ воспитания школьников.
Опросы являются значимым источником информации о состоянии образовательной системы в целом и ее отдельных элементов, что особенно эффективно в режиме мониторинга. В рамках реализации Программы предполагается создать механизм обратной связи с родителями учащихся для мониторинга состояния их удовлетворенности работой системы образования в Санкт-Петербурге. Результаты мониторинга предполагается использовать для улучшения качества работы петербургской школы через изменение условий организации образовательного процесса, морально-психологического климата в школах и др.
Аналитические и информационные материалы о состоянии системы образования в Санкт-Петербурге позволяют утверждать, что система сегодня в состоянии предложить молодым петербуржцам качественное образование и воспитание. Принимаемые с начала 2000-х годов меры по повышению ресурсного обеспечения системы образования региона направлены на улучшение ее качества, обеспечение равенства и доступности образования и воспитания для школьников.
Петербургская школа располагает квалифицированными педагогическими кадрами, строящими учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа также оказывает им надлежащую помощь, способствуя повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П.Яблонский отмечал, что "нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей". В программе воспитания большая роль отводится формированию у петербургских школьников семейных ценностей и организации работы с родительской общественностью.
Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей способствует повышению качества городской среды и положительно влияет на уровень образованности и общей культуры юных петербуржцев, их здоровье, культуру взаимодействия с людьми и окружающей средой. Сохранение принципа бесплатности воспитательных мероприятий и развитие системы дополнительного образования детей, включение в данную систему детей из социально неблагополучных семей, детей-инвалидов и некоторых других категорий детей является средством социальной защиты и поддерживается Правительством Санкт-Петербурга.
В ведении Комитета по образованию находятся 56 учреждений дополнительного образования детей. В них работает более 7000 педагогов. На базе 22110 детских объединений и научных обществ занимаются более 199791 детей и подростков. В Санкт-Петербурге также работают как структурные подразделения ГОУ отделения дополнительного образования детей (далее - ОДОД), из них: 205 - на базе ГОУ, 4 - на базе учреждений начального профессионального образования.
Свыше 85 процентов детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет занимаются в творческих коллективах ГОУ по программам 10 направленностей. Количество ребят младшего школьного и подросткового возраста, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей (далее - УДОД), составляет 57 процентов от общего числа обучающихся в ГОУ. Наиболее востребованными у воспитанников являются программы художественно-эстетической (50 процентов), физкультурно-спортивной (21 процент), научно-технической (9 процентов) и социально-педагогической (9 процентов) направленностей. Учебные занятия с детьми в УДОД и ОДОД проводятся по авторским, интегрированным, комплексным программам.
Более половины детей, занимающихся в УДОД, из семей с достаточно низким достатком и семей мигрантов. Таким образом, система государственной поддержки развития детского творчества и досуга предоставляет детям данной категории возможность становиться успешными, социально востребованными личностями и получать навыки ранней социализации.
В рамках Программы предусматривается развитие сети УДОД и ОДОД, создание банка воспитательных разработок и механизмов координации деятельности педагогов по подготовке таких разработок, выявление, экспертная оценка и популяризация передового опыта воспитания. Программа предполагает организацию кросс-возрастных мероприятий и акций в рамках внеклассной работы и дополнительного образования школьников, что рассматривается как одно из перспективных средств воспитания.
Одной из социально значимых задач является поиск путей снижения числа правонарушений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики, что может быть обеспечено принятием скоординированных решений на межведомственном уровне с привлечением общественности. Программа предусматривает продолжение ранее начатой работы и развертывание новых программ взаимодействия.
В 2010 году Комитетом по образованию совместно с Главным Управлением Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области впервые проводились мероприятия по организации клубов юных друзей правопорядка на базе ГОУ, за которыми закреплены школьные инспектора милиции. Во всех ГОУ работают школьные советы по профилактике правонарушений, составляются социальные паспорта семей и школ, позволяющие определить детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и обеспечить их педагогическое сопровождение. В Санкт-Петербурге проводятся смотры-конкурсы среди ГОУ на лучшую организацию профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Одной из серьезных проблем остается высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в Санкт-Петербурге. Детская безопасность - одно из приоритетных направлений федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100. В основе системы работы в ГОУ - воспитание дисциплинированности и высокой культуры безопасности школьников. В профилактической работе с детьми задействуются подростки. В настоящее время отряды юных инспекторов движения, членами которых являются учащиеся ГОУ в возрасте от 10 до 16 лет, работают в 100 ГОУ и насчитывают более 1500 человек.
Важным направлением работы с петербургскими школьниками является физическое воспитание. Совершенствование условий для занятий детей физической культурой и спортом в ГОУ является предметом особой заботы органов государственной власти. В Санкт-Петербурге ведется строительство пришкольных стадионов с искусственным всепогодным покрытием, школьных бассейнов, создаются школьные спортивные клубы. К 2011 году в Санкт-Петербурге построены и функционируют 342 стадиона. Как организационный механизм развития физического воспитания учащихся рассматривается расширение сети школьных спортивных клубов. Комитетом по образованию разработано Положение о школьных спортивных клубах ГОУ. В 2010 году в Санкт-Петербурге работало 57 клубов, к 2014 году их количество планируется довести до 350.
Комитетом по образованию на постоянной основе проводится анализ деятельности детских общественных объединений. В 2010 году в Санкт-Петербурге работало около 400 детских общественных объединений в школах и УДОД. Больше всего детских объединений создано в Невском, Красногвардейском, Колпинском и Пушкинском районах Санкт-Петербурга. Обращает на себя внимание тот факт, что еще не в полной мере используются социальные и воспитательные возможности школ: среди образовательных программ ОДОД зачастую реализуются программы, дублирующие предметную направленность или программы, реализуемые в расположенных рядом УДОД. Проблемой является недостаточная развитость клубных детских объединений, общественных и волонтерских движений, несоответствие (подмена) программ социально-педагогической направленности их смысловому содержанию.
В штатных расписаниях школ ограниченно представлены ставки педагогов-организаторов (имеются случаи, когда такие ставки передаются под деятельность других специалистов), которые должны содействовать обновлению содержания и форм деятельности детских объединений и направлять коллективную творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни.
В Программе актуализирована потребность в развитии детских общественных и творческих объединений, а также необходимость совершенствования системы ученического самоуправления и формирования лидерских качеств старшеклассников. Предполагается организовать работу по изменению условий включения специалистов ОДОД в школах в общую систему воспитания для активизации потенциала дополнительного образования детей в воспитательном пространстве.
Представленная выше информация основана на данных статистической отчетности, материалах отделов образования администраций районов Санкт-Петербурга, результатах независимых социологических исследований и опросов населения. Представленный обзор обуславливает необходимость объединения межведомственных усилий и привлечения общественности, прежде всего родительской, к реализации основных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и положений Программы.