Действующий

О Программе по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (с изменениями на 30 января 2013 года)

3. Основные принципы организации воспитания и социализации школьников


Воспитательный процесс должен основываться на следующих основных принципах:

демократизм, суть которого в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;

гуманизм к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются равноправные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами воспитания;

духовность, проявляющаяся в формировании у школьников смысложизненных духовных ориентаций, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;

толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях неопределенности;

природоспособность - учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;

эффективность - как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;

воспитывающее обучение - как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных образовательных программ в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

системность - как установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

социальность - как ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;

социальное закаливание - как включение школьников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности, оказание помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

Направления работы по Программе сформулированы исходя из идей личностно-ориентированного подхода, с определением субъектов образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как самостоятельной ценности.