В соответствии с Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1021-р, одним из мероприятий по проведению административной реформы является предоставление государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Межведомственное взаимодействие в рамках работы МФЦ организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов власти и МФЦ при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
К концу 2010 года в 48 субъектах Российской Федерации действовали 166 МФЦ, в каждом из которых предоставляется от 100 до 200 услуг. В результате работы МФЦ сократились сроки получения государственных и муниципальных услуг, достигнут существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия заявителей с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исключен спрос на деятельность участвующих в коррупционных схемах посредников и, как следствие, повышена комфортность предоставления услуг и удовлетворенность граждан взаимодействием с органами власти. Деятельность МФЦ позволила минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями о взаимодействии. Результаты проведенного мониторинга деятельности МФЦ показали, что почти 90 процентов посетителей высоко оценивают работу МФЦ.
Основными проблемами в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг в настоящее время являются:
отсутствие межведомственного взаимодействия государственных органов власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления при оказании государственных и муниципальных услуг, необходимость личного многократного посещения заявителем различных органов власти всех уровней в целях сбора, согласования и представления документов, необходимых для получения услуги;
отсутствие синхронизированных графиков работы ведомств и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, что ведет к увеличению для заявителя временных затрат при получении услуг;
некомфортные условия получения государственных и муниципальных услуг;
недостаточная эффективность существующей системы обратной связи с получателями государственных и муниципальных услуг;
недостаточный уровень внедрения в деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информационно-коммуникационных технологий для обеспечения межведомственного информационного обмена.
Комплексный подход к решению вопроса создания на территории Ленинградской области многофункциональных центров позволит упростить регламентные процедуры осуществления межведомственных согласований в ходе оформления и подготовки к выдаче заявителям документов, а также максимально приблизить государственные и муниципальные услуги к заявителю: повысить качество и существенно упростить процесс получения государственных и муниципальных услуг, снизить нагрузку на заявителя по сбору, согласованию, заполнению и представлению документов, необходимых для их получения, сократить сроки предоставления и обеспечить повышение комфортности получения государственных и муниципальных услуг.
Эффективность повышения качества государственных и муниципальных услуг путем создания и организации деятельности МФЦ подтверждается мировым опытом: многофункциональные центры созданы и успешно функционируют в Европе, Канаде, странах Латинской Америки, некоторых государствах СНГ.
Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" обеспечит:
снижение нагрузки на заявителя;
сокращение среднего времени сбора документов и ожидания получения государственной или муниципальной услуги;
упрощение процесса получения государственных и муниципальных услуг;
соблюдение требований единого стандарта комфортности;
повышение информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг;
координацию межведомственного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, развитие информационного обмена;
устранение избыточных процедур;
исключение посредников при получении государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 5 октября 2009 года N 456-р "О создании государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривается создание государственного бюджетного учреждения Ленинградской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" и формирование в муниципальных образованиях Ленинградской области его обособленных подразделений (филиалов).
Реализация Программы включает мероприятия по нормативно-правовому, организационному, финансовому, материально-техническому, методическому и информационному обеспечению процесса повышения качества государственных и муниципальных услуг на территории Ленинградской области.