О социальном партнерстве в сфере труда в Санкт-Петербурге
(с изменениями на 9 февраля 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 25 октября 2013 года N 531-94 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 28.10.2013);
Законом Санкт-Петербурга от 29 июня 2021 года N 298-69 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 01.07.2021);
Законом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2022 года N 766-122 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 21.12.2022);
Законом Санкт-Петербурга от 9 февраля 2023 года N 44-9 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 10.02.2023).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
По всему тексту настоящего Закона с 1 января 2023 года слова "внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" заменены словами "внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга" - Закон Санкт-Петербурга от 21 декабря 2022 года N 766-122.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
21 сентября 2011 года
Настоящий Закон Санкт-Петербурга устанавливает особенности осуществления социального партнерства в сфере труда в Санкт-Петербурге (далее - социальное партнерство) в целях обеспечения согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в части, не урегулированной Трудовым кодексом Российской Федерации.
Задачами социального партнерства являются:
1) содействие проведению социально ориентированной экономической политики;
2) создание и обеспечение эффективного механизма регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
3) обеспечение социальной безопасности в обществе на основе объективного учета интересов различных групп населения;
4) повышение уровня оплаты труда и улучшение условий труда работников по сравнению с уровнем, гарантированным трудовым законодательством;
5) обеспечение прав и законных интересов работников в сфере труда;
6) содействие занятости населения;
7) содействие развитию трудовых ресурсов и совершенствование механизмов регулирования рынка труда;
8) предотвращение трудовых споров и содействие их разрешению.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Стороны социального партнерства в пределах своей компетенции содействуют предупреждению возникновения конфликтных ситуаций, способствуют разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров в досудебном порядке с использованием процедур, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, содействуют созданию в указанных целях специализированных организаций.
Социальное партнерство осуществляется на следующих уровнях:
1) региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Санкт-Петербурге;
2) отраслевой (межотраслевой) уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях) на территории Санкт-Петербурга;
3) территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда на территории внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга;
4) локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работодателя и работников в сфере труда.
В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в Санкт-Петербурге могут заключаться следующие соглашения:
1) трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в Санкт-Петербурге, который заключается Правительством Санкт-Петербурга, объединениями профсоюзов Санкт-Петербурга, объединениями работодателей Санкт-Петербурга в пределах их компетенции;
2) региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге - правовой акт, устанавливающий размер минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге, который заключается Правительством Санкт-Петербурга, объединениями профсоюзов Санкт-Петербурга, объединениями работодателей Санкт-Петербурга;
3) отраслевое (межотраслевое) соглашение - правовой акт, устанавливающий общие условия оплаты труда, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) на территории Санкт-Петербурга, который заключается отраслевыми объединениями профессиональных союзов, отраслевыми объединениями работодателей и исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, наделенными соответствующими полномочиями. Отраслевые (межотраслевые) соглашения могут носить двухсторонний и трехсторонний характер;
4) территориальные соглашения - правовые акты, устанавливающие общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга;
5) коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей;
6) иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на всех уровнях социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений, коллективных договоров, заключения соглашений, коллективных договоров, а также для организации контроля за их выполнением на региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях социального партнерства на равноправной основе по решению сторон социального партнерства образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон социального партнерства.
Постоянно действующим органом социального партнерства регионального уровня в Санкт-Петербурге является Трехсторонняя комиссия Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия).
Комиссия состоит из представителей территориальных объединений организаций профессиональных союзов и межрегиональных объединений организаций профессиональных союзов, которые зарегистрированы в установленном порядке и осуществляют свою деятельность на территории Санкт-Петербурга (далее - объединения профсоюзов), межрегиональных и (или) региональных объединений работодателей, которые зарегистрированы в установленном порядке и осуществляют свою деятельность на территории Санкт-Петербурга (далее - объединения работодателей), а также представителей органов государственной власти Санкт-Петербурга, которые являются сторонами Комиссии (далее - стороны).
1. Комиссия формируется на основе принципов:
добровольности участия объединений профсоюзов, объединений работодателей в деятельности Комиссии;
полномочности сторон;
равного представительства;
самостоятельности и независимости объединений профсоюзов, объединений работодателей, органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.
2. Представительство объединений профсоюзов, объединений работодателей определяется каждой из сторон в соответствии с решениями органов указанных объединений.
3. Утверждение и замена представителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга производятся постановлением Правительства Санкт-Петербурга, утверждение и замена представителей Законодательного Собрания Санкт-Петербурга - постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
4. Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 15 человек. При этом сторона, представляющая органы государственной власти Санкт-Петербурга, включает не менее одного члена Комиссии, утверждаемого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга из числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
5. Спорные вопросы, касающиеся представительства объединений профсоюзов и объединений работодателей в Комиссии, разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
1. Основными целями Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.
2. Основными задачами Комиссии являются:
ведение коллективных переговоров и разработка проекта трехстороннего соглашения Санкт-Петербурга;
ведение коллективных переговоров и разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге;
проведение консультаций по вопросам, связанным с присоединением к трехстороннему соглашению Санкт-Петербурга, региональному соглашению о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге, отраслевым (межотраслевым) соглашениям;
осуществление контроля за выполнением трехстороннего соглашения Санкт-Петербурга и регионального соглашения о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге, разрешение разногласий, возникающих в ходе их выполнения;
проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов и иных актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга в сфере труда;
абзац дополнительно включен с 8 ноября 2013 года Законом Санкт-Петербурга от 25 октября 2013 года N 531-94; исключен с 12 июля 2021 года - Закон Санкт-Петербурга от 29 июня 2021 года N 298-69 - см. предыдущую редакцию;
анализ социально-экономического положения Санкт-Петербурга, разработка рекомендаций по улучшению социально-экономического положения Санкт-Петербурга и предупреждению коллективных трудовых споров и иных социально-экономических конфликтов;
взаимодействие с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, органами социального партнерства субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с развитием социального партнерства и регулированием социально-трудовых отношений;
иные вопросы в части, касающейся регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
1. Комиссия вправе:
согласовывать интересы объединений профсоюзов, объединений работодателей, органов государственной власти Санкт-Петербурга при разработке проектов трехстороннего соглашения Санкт-Петербурга и регионального соглашения о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге, реализации указанных соглашений, выполнении решений Комиссии;
запрашивать и получать от органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга, объединений работодателей, объединений профсоюзов информацию, необходимую для выполнения задач Комиссии;
проводить с органами государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики Санкт-Петербурга;
разрабатывать и вносить в органы государственной власти Санкт-Петербурга в согласованном с ними порядке предложения о принятии законов Санкт-Петербурга в области социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также рекомендации по улучшению социально-экономического положения Санкт-Петербурга и предупреждению коллективных трудовых споров и иных социально-экономических конфликтов в Санкт-Петербурге;
осуществлять контроль за выполнением своих решений;
принимать по согласованию с объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, органами государственной власти Санкт-Петербурга участие в проводимых указанными объединениями и органами мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;
приглашать для участия в своей деятельности представителей объединений профсоюзов, объединений работодателей, органов государственной власти Санкт-Петербурга, не являющихся членами Комиссии, а также представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Санкт-Петербурга, ученых и специалистов, представителей других организаций.
2. Комиссия разрабатывает и утверждает регламент Комиссии, определяет порядок подготовки, заключения и выполнения трехстороннего соглашения Санкт-Петербурга, регионального соглашения о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге.
3. Комиссия создает рабочие органы - координационный совет Комиссии (далее - координационный совет), секретариат Комиссии (далее - секретариат), рабочие группы.
Порядок деятельности рабочих органов Комиссии определяется регламентом Комиссии.
1. Комиссией определяется порядок, сроки разработки проекта трехстороннего соглашения Санкт-Петербурга, регионального соглашения о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге и заключения указанных соглашений.