Основная цель Стратегии - формирование сбалансированной транспортной системы Санкт-Петербурга, обеспечивающей высокое качество городской среды и жизни населения Санкт-Петербурга, повышение привлекательности транспортной системы Санкт-Петербурга, усиление инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной системы.
Транспортная система такого крупного города, как Санкт-Петербург, выполняет множество различных функций и зачастую должна удовлетворять конфликтующим интересам. При этом все пользователи транспортной системы требуют обеспечения возможности свободного передвижения вне зависимости от цели поездки, времени суток и направления. Вместе с тем полное и одновременное удовлетворение этих потребностей не представляется возможным, так как городское пространство, используемое для транспортно-коммуникационных нужд, представляет собой ограниченный ресурс.
Задачи Стратегии определяются многообразием функций транспортной системы.
Первая задача Стратегии - обеспечение баланса интересов разных групп пользователей транспортной системы между собой и объектами транспортной инфраструктуры. Санкт-Петербург, как и любой крупный город, привлекает своих жителей свободой выбора контактов, возможностью самореализации с учетом индивидуальных особенностей личности. Однако полная свобода передвижения приводит к ограничению этой свободы в случае приближения к пределу пропускной способности транспортной системы, а при достижении предельного уровня - к потере свободы. Необходимо определить возможные ограничения и способы удовлетворения спроса на услуги транспортной системы Санкт-Петербурга.
Вторая задача Стратегии - определение баланса между удовлетворением сегодняшних потребностей и сохранением запаса ресурсов для удовлетворения потребностей будущих поколений. Необходимо определить социально и экономически обоснованный запас территорий, провозной и пропускной способности транспортной инфраструктуры в целях резервирования ресурсов для развития транспортной системы.
Третья задача Стратегии - обеспечение баланса внутренних и внешних функций транспортной системы. Внутренние функции заключаются в обеспечении достаточной связности всех районов и участков городского пространства между собой, с городским центром, с внешними путями сообщения. Внешние функции обеспечивают связь города с другими узлами глобальной транспортно-коммуникационной сети, обслуживание транзитных потоков пассажиров и грузов. Внутренние и внешние интересы дополняют и одновременно конфликтуют друг с другом. Город без внешних связей не может существовать, но внешние транспортные потоки большого объема приводят к негативным преобразованиям пространства города, к снижению качества жизни.
Стратегия призвана обеспечить принципиальные изменения в способах и методологии развития транспортной системы Санкт-Петербурга, в частности:
изменить подход к решению транспортных проблем: перейти от пассивного удовлетворения спроса на транспортные услуги к осуществлению комплексного планирования и управления способами удовлетворения этого спроса;
осуществить реальный переход к целевому управлению функционированием и развитием транспортной системы;
использовать в полной мере организационные и институциональные возможности для повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры;
обеспечить условия для устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга при минимизации негативного влияния транспорта на окружающую среду и здоровье населения;
изменить приоритеты при принятии решений по вопросам развития транспортной системы, поставив их в следующей последовательности: пешеход - городской пассажирский транспорт - личный (индивидуальный) автотранспорт.
Реализация Стратегии позволит транспортной системе Санкт-Петербурга достигнуть уровня, сопоставимого с уровнем развития транспорта в крупных городах зарубежной Европы с наиболее высоким качеством жизни, за счет:
комплексного планирования развития транспортной системы как одного из ключевых элементов градостроительной политики;
доступности транспортной системы, предполагающей обеспечение равных возможностей для всех жителей Санкт-Петербурга независимо от уровня их дохода, социальных характеристик или наличия автомобиля в реализации потребностей на передвижения с трудовыми, деловыми, бытовыми, досуговыми и иными целями;
эффективности транспортной системы, позволяющей минимизировать транспортные издержки;
безопасности функционирования транспортной системы, предусматривающей обеспечение безопасной среды для жизни и здоровья жителей Санкт-Петербурга, минимизацию негативных эффектов, создаваемых транспортом, защиту культурного наследия.
Четвертая задача Стратегии - совершенствование системы обеспечения транспортной отрасли трудовыми ресурсами, которые должны обеспечить проектирование и реализацию проектов развития транспортной системы Санкт-Петербурга, эксплуатацию транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предоставление транспортно-логистических и других услуг, рост уровня профессиональной подготовки и квалификации работников транспорта, улучшение их материального и социального обеспечения, создание безопасных условий труда.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2014 года N 467)