Меры по организации дорожного движения, направленные на повышение пропускной способности и безопасности УДС, являются важной составляющей улучшения транспортной ситуации в Санкт-Петербурге. Эти меры в основном состоят из внедрения в практику средств интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС), в том числе повышения эффективности системы регулирования дорожного движения с помощью автоматизированной системы управления дорожным движением (далее - АСУДД), дорожных знаков и дорожной разметки, а также реализации проектных решений, направленных на улучшение условий движения.
На территории Санкт-Петербурга расположено около 1300 регулируемых перекрестков, 64 тыс. дорожных знаков и дорожная разметка общей протяженностью 3 тыс.км. В Санкт-Петербурге в настоящее время существуют четыре независимых АСУДД, охватывающих 250 регулируемых перекрестков в основном в центральной части Санкт-Петербурга и на радиальных магистралях.
В сфере организации дорожного движения выделяется ряд организационных и технических проблем:
неэффективная система управления светофорной сигнализацией, характеризующаяся недостаточным развитием АСУДД, использованием устаревших технологий управления светофорной сигнализацией, широким использованием диспетчерских (ручных) режимов управления;
применение неэффективных решений по организации дорожного движения при строительстве и реконструкции УДС из-за ориентации на минимизацию стоимости строительства;
недостаточное внимание решению задачи по устранению на УДС "узких мест" (участков УДС, снижающих пропускную способность УДС);
отсутствие системы мониторинга дорожного движения и интегрированной информационной системы регулирования дорожного движения, которое не позволяет получать объективные данные о дорожной ситуации и, как следствие, своевременно принимать эффективные решения по совершенствованию организации дорожного движения.
Основными направлениями совершенствования организации дорожного движения являются:
разработка и реализация комплексной программы развития ИТС, в том числе АСУДД;
создание системы мониторинга организации дорожного движения в Санкт-Петербурге;
развитие системы выделенных полос для городского пассажирского транспорта с приоритетным проездом на регулируемых пересечениях;
повышение эффективности решений по организации дорожного движения при строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
ликвидация "узких мест" на УДС, предусматривающая как локальные расширения или изменение геометрии проезжей части, так и коррекцию режимов работы светофорных объектов, изменение схемы организации движения и т.п.;
упорядочение движения грузового автотранспорта за счет формирования опорной сети УДС для движения грузового автотранспорта;
внедрение в широкую практику применения мер административной ответственности за нарушения правил дорожного движения на основе фото- и видеофиксации.