Основным участником движения в городе является пешеход, для которого необходимо создать безопасные и комфортные условия передвижения. Обеспечение безопасности и удобства немоторизованного (пешеходного и велосипедного) передвижения также имеет большое значение с точки зрения здоровья людей и поддержания состояния окружающей среды.
В центральной части Санкт-Петербурга создан ряд пешеходных зон, в парках обустроены рекреационные велосипедные дорожки.
Вместе с тем в Санкт-Петербурге сохраняется целый ряд проблем в этой сфере, в том числе:
крайне низкий уровень безопасности пешеходного движения. На долю пешеходов приходится более 60 процентов всех погибших на дорогах Санкт-Петербурга и значительная часть травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП);
незначительное количество пешеходных переходов в разных уровнях;
затрудненные условия движения по тротуарам, на которых припаркованы автомобили;
недостаточное внимание к созданию условий для движения людей с ограниченными возможностями;
незначительная доля велосипедного передвижения в структуре поездок населения Санкт-Петербурга, отсутствие сети велосипедных дорожек или отдельных полос для велосипедного движения на УДС, неудовлетворительный уровень безопасности дорожного движения;
низкий уровень информированности населения об открытии городских велосипедных маршрутов;
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2014 года N 315)
незначительная доля обустройства территорий, прилегающих к объектам социального и культурно-бытового обслуживания, а также объектам общественно-делового назначения, временными (некапитальными) конструкциями для кратковременного размещения велосипедов (велопарковок).
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2014 года N 315)
Основными направлениями развития немоторизованных видов передвижения являются:
создание безопасных пешеходных переходов как в разных уровнях (подземных и надземных), так и в одном уровне (наземных) за счет устройства светофорных объектов и оптимизации их работы, обустройства пешеходных переходов для удобства людей с ограниченными возможностями, установки пешеходных ограждений;
формирование территорий повышенной комфортности для движения пешеходов за счет создания пешеходных зон, расширения тротуаров;
освобождение тротуаров от припаркованных автомобилей за счет применения мер административной ответственности с использованием элементов обустройства автомобильных дорог и (или) технических средств, мешающих автомобилям парковаться на тротуарах;
создание условий для безопасного пересечения велосипедистами автомобильных дорог за счет устройства светофорных объектов или оптимизации их работы;
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2014 года N 315)
обустройство городских маршрутов для велосипедистов с созданием физически обособленных или выделенных разметкой велосипедных дорожек.