Действующий

О Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года (с изменениями на 14 июня 2017 года)

2.4.1. Повышение экологической безопасности транспортной системы


В соответствии с оценкой Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья населения на 17-20 процентов определяется качеством окружающей среды.

Уровень загрязнения воздуха в Санкт-Петербурге определяется выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух Санкт-Петербурга от этих источников в 2010 году составил 625,3 тыс.т. При этом вклад передвижных источников составляет более 90 процентов, из которых 99 процентов приходится на автомобильный транспорт.

Загрязнение атмосферного воздуха оксидом азота и оксидом углерода обусловлено на территории города исключительно автотранспортом. Выбросы судов, заходящих в Большой порт Санкт-Петербург, влияют на качество атмосферного воздуха на территории Кировского и Василеостровского районов. Влияние выбросов судов на качество атмосферного воздуха недооценено.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 2010 году составили 573,8 тыс.т, в том числе: твердых веществ - 15 тыс.т; диоксида серы - 5,7 тыс.т; оксида углерода - 381,8 тыс.т; оксидов азота - 113,5 тыс.т; летучих органических соединений - 71,2 тыс.т.

Постоянное увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта является следствием продолжающегося роста парка автотранспортных средств. Более того, парк грузовых автомобилей в Санкт-Петербурге составляет более 125 тыс. автомобилей, 40 процентов которых имеют грузоподъемность до 6 т. В 2006-2010 годах количество зарегистрированных в Санкт-Петербурге грузовых автомобилей увеличилось на 23,1 процента.

Через Санкт-Петербург ежедневно проходит до 2,5 тыс. тяжеловесных автомобилей с внешнеэкономическими грузами, из которых 1,7 тыс. единиц проходит транзитом.

В настоящее время площадь территории Санкт-Петербурга со сверхнормативным уровнем загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота, по результатам расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основе информации о параметрах источников выбросов промышленных предприятий и автотранспортных потоков, составляет около 4 процентов территории Санкт-Петербурга. Основные очаги загрязнения атмосферного воздуха наблюдаются на территории Адмиралтейского (58 процентов территории района), Центрального (42 процента территории района), Фрунзенского (20 процентов территории района), Невского (13 процентов территории района), Московского и Кировского (10 процентов территории района) районов Санкт-Петербурга.

Стратегической целью экологической политики Санкт-Петербурга является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

За период 2008-2010 годов Санкт-Петербургом было приобретено 647 автобусов с двигателями стандарта ЕВРО-3. В конкурсной документации на право заключения договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в 2011-2015 годах предусмотрено условие о применении на маршрутах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге автобусов с эмиссией загрязняющих веществ не ниже ЕВРО-3 с применением топлива с улучшенными экологическими характеристиками.

За счет обновления парка транспортных средств и улучшения качества моторного топлива площадь территории Санкт-Петербурга со сверхнормативным уровнем загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота ежегодно уменьшается. По остальным основным загрязняющим веществам сверхнормативный уровень загрязнения атмосферного воздуха не наблюдается.

Одним из ведущих в гигиеническом отношении факторов окружающей среды, оказывающих негативное воздействие на здоровье населения, является шумовое воздействие. Наиболее значимым источником шума на территории Санкт-Петербурга является авиационный транспорт, далее следует автомобильный транспорт, промышленные источники, железнодорожный транспорт, электротранспорт. Шум водного транспорта влияет лишь на 0,1 процента территории Санкт-Петербурга. Автотранспорт является одним из основных источников шума на территории Санкт-Петербурга как по площади создаваемого сверхнормативного воздействия (25 процентов нормируемых территорий), так и по величине создаваемых превышений допустимого уровня шума.

Основными направлениями по предотвращению и снижению негативного воздействия транспорта на окружающую среду являются:

использование возможностей государственной информационной системы "Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга" для планирования развития транспортной системы Санкт-Петербурга;

постоянный контроль качества атмосферного воздуха на территории Санкт-Петербурга с использованием автоматизированной системы контроля качества атмосферного воздуха и расчетных методов мониторинга качества атмосферного воздуха;

развитие общественного транспорта, включая развитие электрических видов транспорта, в том числе метрополитена, троллейбусной сети, сетей скоростных трамвайных линий;

совершенствование транспортно-планировочной структуры и развитие УДС;

совершенствование организации дорожного движения, включая развитие автоматизированной системы управления дорожным движением;

введение ограничений на движение грузового транспорта в зоне жилой застройки;

стимулирование развития системы ночной доставки, в особенности в торговом звене и на объектах внешнего транспорта;

стимулирование вывода грузовых автопредприятий в зоны локализации грузогенерирующих объектов;

ужесточение требований к экологическим характеристикам приобретаемых и используемых транспортных средств, предназначенных для пассажирских перевозок.