Недействующий

О Комплексной программе "Наука. Промышленность. Инновации" в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы (с изменениями на 24 ноября 2014 года) (утратило силу с 01.01.2015 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 495)

3.2.1. Общие положения


Ключевыми задачами стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года "Инновационная Россия - 2020" являются:

наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям, радикальное расширение "класса" инновационных предпринимателей, пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности и проч.;

резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Обеспечение на этой основе технологической модернизации ключевых секторов повышение производительности труда во всех секторах;

повышение "инновационности" государства - максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование "электронного правительства", перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций;

формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, повышение эффективности инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований;

повышение открытости инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.

В стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года "Инновационная Россия - 2020" заявлены следующие принципы:

концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение "провалов рынка";

тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки, как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов;

ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;

стимулирование конкуренции и преодоление монополизма как ключевой мотивации для инновационного поведения.

Реализация мер государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

финансирование и софинансирование в установленном законодательством порядке мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге;

совершенствование законодательства, стимулирующего развитие инновационной деятельности;

имиджевая поддержка инновационной деятельности;

иные формы государственной поддержки инновационной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Реализация мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности должна содействовать развитию конкуренции, увеличению рабочих мест и осуществляться с учетом требований антимонопольного законодательства.

Сценарии инновационно-промышленного и научного развития (на основании Концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга до 2020 года):

негативный, не отвечающий задачам сохранения промышленности в качестве одной из базовых компонент городской промышленности и наименее вероятный - продолжение его деиндустриализации, сосредоточение экономики на четырех ключевых секторах: транспортно-логистическом и связанной с ним минимальной переработкой грузов в пункте их остановки, бюджетных услуг, рыночных услуг и туризма, а также сложных деловых услуг. Такой сценарий будет приводить к постепенному снижению экономической роли города на мировых рынках, а в конечном итоге - к постепенной потере населения, понижению его квалификационного уровня;

сценарий доминирования процессинга в структуре петербургской промышленности. Данный сценарий предполагает развертывание производственных мощностей в рамках трансферта технологий, использующих транспортно-логистический и дистрибуционный потенциал города, масштаб его регионального рынка и доступность других близких крупных рынков;

сценарий фокусированного инновационно-технологического развития, предполагающий выход петербургской промышленности на позиции центра технологического превосходства и занимающего значимые позиции на мировых рынках. Он может быть реализован только как комплексный и предполагает: выбор приоритетных секторов промышленности; разработка программ их развития; содействие формированию полной структуры инновационных кластеров; поддержка продвижения на рынки, институциональные меры по формированию новых рынков, на которых Санкт-Петербург претендует на статус центра.

Для развития любого крупного города наиболее благоприятен третий сценарий. Он предполагает приток инвестиций, кадров, обладающих современными квалификациями и компетенциями. В то же время для его реализации требуется запуск специальных региональных и общегосударственных программ, связанных с осуществлением в городе масштабных проектов.

В связи с этим наиболее реалистичными и в высокой степени инновационным сценарием для Санкт-Петербурга является соединение второго с элементами третьего.

Таким образом, оптимальным сценарием развития промышленности Санкт-Петербурга является технологический трансферт, соединенный с формированием центров технологического превосходства и выходом на мировые позиции на инновационных рынках промышленности города и в отдельных нишевых (специализированных) сегментах.

Данный сценарий должен быть ориентирован на:

сохранение вклада промышленности в ВРП Санкт-Петербурга на существующем уровне, а при благоприятных условиях - на его рост;

сохранение числа занятых в промышленности города при перераспределении занятых между разными сегментами промышленного рынка труда (рост занятых в R&D, инжиниринге, технологических сервисах и наладках, разработке программного обеспечения для систем управления и контроля, логистике и управлении производственными процессами, а с другой стороны, сокращение общей численности занятых непосредственно в самом производстве промышленной продукции - процессинге);