Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы" (с изменениями на 25 июля 2013 года) (утратило силу с 12.05.2014 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 08.05.2014 N 165)

Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования


Потребность современного производства, экономики в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности и быстро меняющегося мира, предъявляет особые требования к педагогическим кадрам образовательных учреждений профессионального образования.

Анализ содержания и структуры программ по повышению квалификации педагогических кадров системы профессионального образования Ленинградской области показывает, что они не в полной мере соответствуют современным требованиям профессиональной подготовки и переподготовки специалистов и требуют системных преобразований на основе научного знания о профессиональном образовании в постиндустриальном обществе. Кадровое обеспечение начального и среднего профессионального образования подразумевает подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководящих и педагогических работников, отбор и подготовку резерва управленческих кадров.

К педагогическим кадрам в системе учреждений начального и среднего профессионального образования относятся следующие категории работников: мастера производственного обучения, преподаватели общетехнических и специальных дисциплин, преподаватели общеобразовательных дисциплин, руководители всех уровней.

По состоянию на 1 января 2011 года в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Ленинградской области работают 754 мастера и преподавателя производственного обучения (547 преподавателей, 207 мастеров производственного обучения), из них имеют высшее образование - 514 человек, среднее специальное - 193 человека, начальное профессиональное - 47 человек.

Возрастной состав педагогических работников следующий:

до 25 лет - 22 человека, 25-35 лет - 76 человек, 36-59 лет - 573 человека, старше 60 лет - 123 человека (15 проц. от общего числа педагогических работников (без руководителей).

Сведения о развитии кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования Ленинградской области приведены в таблице 20.

Таблица 20

Наименование показателя

Базовые значения

Планируемые значения

2006 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Доля преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях профессионального образования, проц.

15,1

10,6

11,5

15,0

18,0

20,0

25,0

2. Доля преподавателей учреждений начального профессионального образования/среднего профессионального образования, зарплата которых не ниже средней в экономике Ленинградской области, проц.

16,1/
14,3

18,2/
16,8

25,0/
27,0

30,0/
30,0

35,0/
35,0

55,0/
55,0

60,0/
60,0

3. Доля преподавателей учреждений начального профессионального образования/среднего профессионального образования, прошедших переподготовку (повышение квалификации) на основе механизмов персонифицированного финансирования, проц.

7,5/
7,5

15,0/
10,0

20,0/
15,0

30,0/
30,0

50,0/
50,0

4. Доля педагогических и руководящих работников учреждений начального профессионального образования/среднего профессионального образования, прошедших стажировку в организациях, в том числе за рубежом, проц.

0,2/
0,3

0,2/
0,4

1,6/
1,9

2,0/
2,5

2,5/
2,5

2,5/
2,5

2,5/
2,5


Анализ таблицы 20 показывает, что в системе профессионального образования Ленинградской области доля преподавателей учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования моложе 35 лет остается невысокой. Кроме того, в период с 2006 по 2010 год процесс "старения" педагогических кадров продолжался. В рамках приоритетов Программы стоит задача остановить неблагоприятную тенденцию и придать импульс к увеличению доли преподавателей моложе 35 лет.

Уровень заработной платы лишь незначительной части педагогических кадров сопоставим с уровнем заработной платы в экономике Ленинградской области или превышает его. В 2010 году по учреждениям начального профессионального образования указанный показатель составил 18,2 проц., по учреждениям среднего профессионального образования - 16,8 проц. Предполагается, что с введением новой системы оплаты труда к 2015 году уровень показателя повысится до 50,0 проц.

К началу разработки Программы в Ленинградской области отсутствовал механизм персонифицированного финансирования повышения квалификации и переподготовки преподавателей учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования. Создание и активное использование такого механизма предусматривается в результате реализации Программы, которая позволит существенно повысить показатели участия педагогических и руководящих работников учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в стажировках в ведущих организациях и учреждениях Российской Федерации и зарубежных стран.

В связи с оптимизацией сети профессиональных образовательных учреждений, изменением статуса государственных образовательных учреждений профессионального образования (создание бюджетных, автономных образовательных учреждений профессионального образования), а также созданием в системе профессионального образования колледжей, техникумов и многоуровневых образовательных учреждений перед системой дополнительного профессионального образования возникают новые проблемы в организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Развитие филиальной сети, создание ресурсных центров и компонентов сетевого взаимодействия в современных региональных социально-экономических условиях ведет к определению оптимальных подходов, обеспечивающих обновление процессов организации повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников образования.

Проблемами в организации и содержании курсовой подготовки работников системы профессионального образования являются преобладание знаниевого компонента в содержании по основным направлениям модернизации образования; недостаточная практическая направленность; отсутствие нормативных требований к знаниям, умениям, компетентностям слушателей, получаемым в ходе курсовой подготовки; отсутствие единой региональной системы повышения квалификации, включая механизмы управления; отсутствие механизмов в получении и внедрении знаний и технологий.

Образовательная ситуация постоянно меняется, складывающиеся с социальными партнерами отношения требуют подготовки педагогических кадров для различных уровней, направлений и профилей профессионального образования согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, а также использования оптимальных подходов к структурированию и выстраиванию содержания профессионального образования.

Приоритетными задачами кадрового обеспечения системы профессионального образования Ленинградской области являются:

1) создание системы подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин на уровне не ниже бакалавриата;

2) квотирование бюджетных мест для работников учреждений профессионального образования в учреждениях высшего профессионального образования Ленинградской области;

3) создание системы непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников по накопительной системе (модульно-компетентностный и дистанционный подходы, стажировка на предприятиях, в учебных, отраслевых и ресурсных центрах, в образовательных учреждениях профессионального образования);

4) отбор и подготовка управленческих кадров по программе "Менеджмент в профессиональном образовании";

5) разработка комплекса мер, направленных на привлечение в систему профессионального образования и закрепление в ней квалифицированных инженерно-педагогических работников;

6) создание условий для прогнозирования содержания повышения квалификации подготовки и переподготовки педагогов профессионального образования.

В рамках реализации Программы предполагается построение инновационной модели системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников профессионального образования согласно следующим принципам:

ориентация содержания курсовой подготовки на обеспечение перспективных потребностей региональной системы и проблем слушателей;

групповое обучение слушателей из одного или нескольких образовательных учреждений, объединенных общей сферой деятельности или единым проектом;